Стратегии развития страны кудрин. «Кудрин зафиксировал, что страна может развиваться, если вкладывать в образование

Почему они едва ли могут быть реализованы, рассказал Дмитрий Травин, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге. Forbes публикует избранные фрагменты его лекции, прочитанной на Зимней дискуссионной школе GAIDPARK – 2016, организованной Фондом Егора Гайдара и Университетом КГИ*.

источник: anekdot.ru

В поисках дна

Уже с начала 2000-х гг. в России не происходило качественных изменений в институциональном дизайне (единственное исключение – налоговая реформа). Теперь мы столкнулись с последствиями этого – вошли в глубокий экономический кризис. По итогам 2015 года российский ВВП рухнул почти на 4%. Сейчас мы живем намного беднее, чем год или два назад.
Властями экономический кризис подается как явление временное, которое должно вот-вот закончиться. Владимир Путин еще на весенней пресс-конференции 2015 года отказывался называть сложившуюся ситуацию кризисом. Уже к лету не замечать очевидного стало невозможно, и самому Путину, а также министру экономического развития Алексею Улюкаеву пришлось признать: кризис в экономике все же существует. При этом Улюкаев говорил, что мы уже достигли предельной точки падения, пресловутого «дна», и дальше нас должен был ожидать только рост.

Эти слова звучали, когда цена барреля нефти колебалась в районе $50. Сегодня нефть стоит около $30 с риском падения к отметке в $15. По последним прогнозам министерства, падение экономики в 2016 году составит еще 0,8%. Может, дна мы и достигли, но теперь оно опускается вместе с нами.

Девиация «тучных» нулевых

Если составить график, отражающий развитие российской экономики начиная с 2000 года, можно проследить две четкие тенденции. С 1999 года по 2007 гг. экономика в среднем росла на 6,2% в год. Это меньше, чем темп развития Китая (где рост иногда измерялся двузначными числами), но больше, чем Западная Европа или США (2-4%), что позволяет говорить о догоняющем развитии. В период, начавшийся в 2008 году, среднегодовой экономический рост составлял менее 1%. Это стагнация.

Если посмотреть на экономическую динамику в еще большем масштабе, с учетом падения экономики в последние годы существования СССР, российский ВВП на протяжении четверти века сокращается, и только в 1999-2007 гг. наблюдался экономический подъем. Для целого поколения россиян это «отклоняющееся» от нормы, девиантное поведение экономики превратилось в тенденцию, в закономерность.

Мы находились в тяжелом положении все 1990-е годы, находимся в нем же сейчас и, похоже, нас ожидает еще много трудных лет.

Чем мы обязаны светлой полосе «тучных» нулевых? Самая очевидная причина экономического роста – быстрое увеличение цен на энергоносители и другие природные ресурсы, которые Россия экспортирует. Полученные в этот период доходы инвестировались в экономику и повышали благосостояние народа. Но вместе с падением цены нефти (на пике она достигала $140 за баррель) иссяк и потенциал роста.

Получается, никакого путинского экономического чуда не было: приход к власти нового президента просто совпал с изменившимися условиями в мировой экономике, которые и привели к временному отклонению российской экономики от ее устойчиво плохого курса последней четверти века.

У мировой экономики сейчас не лучший, но точно и не худший период: и в США, и даже в ЕС наблюдается экономический рост, в Китае он составляет почти 7%. Это ниже прежних темпов роста Китая, но выше нашего роста в 2000-х гг. Сейчас в мире вообще очень немного стран, переживающих столь же тяжелые годы, как Россия. Способов выйти из этой ситуации – перезапустить экономический рост - у России может быть несколько. Я назвал бы эти стратегии по именам самых известных наших сторонников соответствующих подходов: Дмитрия Медведева, Алексея Кудрина и Сергея Глазьева.
Стратегия Медведева. Импортозамещение 2.0

Действующее правительство проводит курс, логика которого укладывается в новомодное слово «импортозамещение». В условиях падения экономики Кремль пытается создать новые предприятия, способные заменить на рынке исчезнувшую импортную продукцию. Однажды, после кризиса 1998 года наша страна уже успешно провела импортозамещение. Тогда после 5-кратной девальвации рубля российские потребители были не состоянии покупать уже ставшие привычными импортные товары – продукты питания, одежду, технику. В начале 1999 года на прилавках стало появляться отечественное продовольствие. По сравнению с товарами советского времени оно оказалось неплохого качества; в следующие годы это качество улучшалось. Оказалось, что став плохо жить в 1990-е гг., мы научились хорошо работать, и что освободившееся на рынке место может быть с успехом занято нашими предприятиями – без дополнительных таможенных барьеров.

Импортозамещению способствовали несколько важных факторов: повышение цен на энергоносители, рост инвестиций в реальный сектор, наличие свободных производственных мощностей. Достаточно было их обновить, и можно запускать новое производство.

Однако сейчас проводимая уже два года политика импортозамещения проваливается. Рост имеется только по отдельным категориям товаров – сыр, медикаменты, некоторые отрасли сельского хозяйства. И это несмотря на искусственно созданные для поддержки отечественных предприятий барьеры в виде контрсанкций. Есть принципиальная разница с 1998-м годом: девальвация рубля оказалась «всего двукратной» (по сравнению с 5-кратной в 1998-м году), чего для полного удаления с рынка импорта недостаточно (особенно учитывая наличие обходных путей – например, через Белоруссию). При этом российские власти боятся дальнейшей девальвации рубля, опасаясь слишком резкого падения уровня жизни людей. А свободных производственных мощностей, которые могли бы заместить импорт, в экономике просто нет. Резервы экстенсивного развития исчерпаны.

Возможности для реальной трансформации российской экономики появятся только после ухода нынешнего поколения политиков

Конечно, производственные мощности можно создать с нуля. Но российский парадокс заключается в том, что для этого нужно сначала импортировать с Запада новое оборудование. А оно подорожало по сравнению с 2013 годом в 2-2,5 раза (если считать в рублях). Конечно, можно взять кредит. Но доступ к иностранным кредитам перекрыт санкциями, в российском бюджете на эти цели денег нет, а Центробанк в момент девальвации резко поднял ставку рефинансирования, повысив стоимость коммерческих кредитов.

Бизнесу, связанному с импортозамещением, очень важно уже сейчас иметь четкие гарантии сохранения контрсанкций еще на несколько лет, за которые можно окупить инвестиции. В случае отмены ограничений, скажем, на импорт польских яблок или финских молочных продуктов наши новые сыры не выдержат обострившейся конкуренции и будут вытеснены с прилавков. Но государство не может дать производителям даже таких гарантий. Позиция Кремля: если США и ЕС отменят санкции, мы тоже их отменим. В силу всех этих причин при текущей констелляции факторов политика импортзамещения, в отличие от 1999 года, не даст большого эффекта.

Стратегия Кудрина. Инвестклимат или смирительная рубашка

Чтобы в стране был хороший сыр, не обязательно его самостоятельно производить. Сыр можно купить в обмен на прибыль, полученную от экспорта других товаров. Но товары нужно создать, для чего нужны инвестиции. Государство этих инвестиций сейчас позволить себе не может, и главное, государство – плохой собственник. В рыночной экономике предприниматель свободен в выборе страны для инвестиций. Страны конкурируют за инвестиции, им надо добиться любви инвесторов, создать хороший инвестклимат: обеспечить гарантию собственности, низкую инфляцию, политическую стабильность и т.д. В этом и состоит суть стратегии Кудрина: создать хорошие условия для инвестиций и не мешать частному бизнесу.

Капитал может быстро реагировать на изменения инвестклимата в разных странах, в один клик переводя средства из одной страны в другую. Известный экономический журналист Томас Фридман называет этот эффект «золотой смирительной рубашкой»: капиталисты надевают ее на политические режимы, которые в силу тех или иных причин значительно повышают риски для бизнеса и ухудшают свой инвестиционный климат. Капитал уходит из страны, сворачивается производство, начинает действовать смирительная рубашка.

Этот наряд особенно ярко проявился в нашем случае после того, как руководство страны решило, что больше не может жить без Крыма. Россия оказалась под санкциями, что добило наш и так не самый лучший инвестклимат. А учитывая, что сегодня мы активно создаем в публичном поле иллюзию «осажденной крепости», вокруг которой только враги; бряцаем ядерным оружием, бизнес реагирует и на это: продолжает уводить капиталы. Смирительная рубашка становится все более узкой.

Стратегия Кудрина – самая перспективная.

В нормальной ситуации она, бесспорно, могла бы помочь нашей стране вернуть эпоху высоких темпов роста. Но чтобы ее реализовать, недостаточно обладать экономическими полномочиями министра финансов или экономики. Необходимо изменять сам подход к политике, – принцип, действующий в России в последние два года. Если мы решили развиваться как «самостоятельная», «свободная» страна, которая приращивает к себе новые территории, нас будет стягивать золотая «смирительная рубашка». Если мы хотим жить без нее, надо возвращаться к общемировым правилам ведения политики и бизнеса.

Стратегия Глазьева. Печатный станок и группы интересов

Для разъяснения этой стратегии необходимо немного знать экономическую теорию, а именно – кейнсианство. Самое короткое объяснение теории Кейнса придумал польский экономист Михал Калецкий. Представьте себе крайнюю точку обжитой части Америки на Диком Западе. Один богатый человек приходит в бар в захолустном городке, находящемся на границе цивилизованного мира, и отдает бармену на сохранение все имеющиеся при нем накопления на время своего отсутствия в этом городке, чтобы по возвращении тот вернул их ему обратно. Владелец бара – неглупый человек: после ухода нашего путешественника он пустил эти деньги в оборот, на благо своего бара. Отремонтировал крышу, покрасил стены, увеличил ассортимент алкоголя. Эти инвестиции дали работу плотникам, малярам, фермерам; заработанные деньги они тоже вложили в экономику, увеличив потребительский спрос. Когда путешественник вернулся, он не узнал город – настолько он расцвел. Бармен встретил путешественника как героя и вернул ему деньги. Однако путешественник на глазах у изумленной публики сжег всю эту пачку купюр и объявил, что отданные им на сохранение деньги были фальшивыми, а настоящие он, конечно, забрал с собой.

Если сильно упростить, в этом суть экономической теории Кейнса: неважно, откуда берутся деньги в экономике; важно, что они в ней активно используются.

Примерно то же самое предлагает сделать в России советник президента по экономике Сергей Глазьев, призывая увеличить денежную массу. Центробанк, по его логике, должен включить печатный станок, выдать дешевые кредиты коммерческим банкам, а те – выдать дешевые кредиты бизнесу. Снабженный деньгами, механизм российской экономики перезапустится. Иногда такая политика срабатывала, но вряд ли это произойдет в современной России.
Придуманная Калецким схема – конечно, сильное упрощение. Никто из жителей городка во время отсутствия путешествия не проверил оставленные деньги на подлинность. Система сработала благодаря доверию людей к деньгам: они хотели их зарабатывать и не опасались держать у себя.

Россияне показали, как сильно они «доверяют» рублю, еще в декабре 2014 года – массово атаковали прилавки магазинов с единственной целью: обменять обесценившиеся рубли если не на валюту, то хотя бы на потребительские товары. К тому же основная масса рублей сегодня находится в стране у очень узкой прослойки людей, которым запуск экономической политики Глазьева не добавит и без того крайне слабой веры в российскую валюту. Они точно понимают, что печатный станок разгонит инфляцию, и лучше всего – перевести деньги в доллары или евро.

Бизнес также вряд ли будет использовать подешевевшие кредиты по назначению. В ситуации валютной нестабильности куда выгоднее вкладывать деньги не в реальный сектор экономики – прибыль будет съедена инфляцией – а в валютные спекуляции. Коллективный разум бизнеса всегда найдет огромное количество лазеек, которые позволят пустить целевые кредиты не на то, что изначально планировали Глазьев и Центробанк. Чтобы пресечь использование кредитов для покупки валюты придется ввести жесткие валютные ограничения, зафиксировать валютный курс, пресечь всякую легальную возможность вывода капитала за границу, – например, вернуть в Уголовный кодекс существовавшую в СССР статью за валютные спекуляции.

Но проблема экономических реформ в том, что они никогда не выполняются так, как изначально планировали их авторы.

Как только начинаются радикальные реформы, обнаруживаются группы интересов, которые будут пытаться эти реформы адаптировать под свои цели. В момент введения жесткого валютного регулирования к президенту придут его близкие друзья, которые, конечно, не будут против глазьевской политики «печатного станка», но настоятельно попросят повременить с установлением валютного коридора или назначить им специальный, более выгодный обменный курс. Даже такая реформа при всех ее откровенных минусах не будет реализована комплексно, а лишь разгонит инфляцию и окончательно уведет бизнес в теневой сектор.

Ситуация в российской экономике не просто плохая – она отвратительная. Но из рассмотренных нами трех вариантов в нынешней ситуации не сработает ни один, хотя вариант Кудрина вполне мог бы сработать в иной политической ситуации. Что же остается – нащупать экономическое дно и крепко на нем сидеть? Наверное, да, – по крайней мере до тех пор, пока не возникнут возможности для трансформации. Обычно это происходит не позже момента смены нынешнего поколения правителей на следующее. Подобное уже не раз было в российской истории: когда приходит новое поколение, носители свежих идей и новых взглядов, и начинает решать застарелые проблемы старой системы за счет ее трансформации.

* Текст подготовил Михаил Комин

Группа экспертов под руководством Алексея Кудрина завершила работу над предложениями по стратегии развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об основных приоритетах новой стратегии, о доверии к властям, о том, где найти деньги для финансирования реформ в образовании и здравоохранении, и о том, какие профессии будут востребованы через шесть лет, Кудрин рассказал в интервью ТАСС.

Вы вместе с экспертами работали над предложениями по стратегии развития для следующего политического цикла. Готовы ли эти предложения?

Предложения экспертов готовы в полном объеме. Мы предлагаем проект Стратегии модернизации общественных институтов и экономики. По согласованию с администрацией мы представим его президенту лично, это должно произойти в мае.

- Это произойдет на совещании Экспертной группы или в каком-то другом формате?

Это будет совещание у президента, кого он еще на него пригласит, мне трудно сказать, но на этом совещании он лично будет знакомиться с нашими предложениями.

- До этого совещания публиковать ваши предложения вы не планируете?

Более того, мы ее вообще не будем представлять на рассмотрение широкой публики, потому что речь идет о стратегии президента, и сам президент проведет большую работу со своим аппаратом по определению того, какие предложения экспертов он разделяет, какие предложения он сумеет согласовать с основными группами в обществе. Стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. Она должна быть востребована страной, поэтому я думаю, что президентской администрации предстоит большая работа по созданию реальной стратегии на основе предложений экспертов. Стратегия - это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит.

Вложения в человеческий капитал

- Что может являться объединяющим фактором для разных социальных групп?

Стратегия состоит из трех главных приоритетов и нескольких проектов. Главные приоритеты - люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, - достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Мы проанализировали все возможности России по наращиванию темпов роста в нынешних условиях в ближайшие шесть лет. Это очень сложная задача, но она решаема. Ее можно решить, если мы проведем ряд структурных реформ. Все эти реформы мы прописали. Мы считаем их выверенными, реалистичными, не болезненными в целом, но требующими определенных изменений и решительных мер. Может быть, будет нужно от чего-то привычного отказаться и заняться чем-то новым. В этой связи мы сумели, на мой взгляд, создать систему мер, которая позволит это сделать. Самый главный вызов, который стоит перед страной, - это рост производительности на основе новых технологий. За шесть лет все изменения, которые произойдут в мире в отраслях, в профессиях, еще не покажутся столь грандиозными. Но по истечении шести лет мы увидим существенные изменения в производственных методах, в технологиях, в профессиях, в требованиях к навыкам людей. И если мы эти шесть лет не будем готовиться, не будем сами перестраиваться, то потом мы окажемся у разбитого корыта, мы не успеем за теми трендами, которые развиваются в мире. Мы не сохранимся как технологическая держава. С другой стороны, это также будет период вложений в человека. Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей - важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег. В этой связи мы считаем, что нужно на 0,8% ВВП увеличить расходы на образование. Это нужно делать постепенно, не с первого года, но за шесть лет поднять расходы до этого нового уровня.

- На что должны быть потрачены эти средства?

Наши университеты должны быть оснащены самыми передовыми техническими средствами. Новейшие достижения в робототехнике, биотехнологиях, генетике должны стать обычной практикой для студентов и преподавателей. Сто пятьдесят университетов страны должны обладать всеми ключевыми компетенциями в самых современных отраслях. Другая часть нашей образовательной программы связана с существенным улучшением среднего специального образования, нужно сделать колледжи высокотехнологичными, многофункциональными и многопрофильными. Мы продумали, как люди, которые не будут учиться в самых лучших университетах, тоже смогут получить самые современные навыки. Эти университеты должны стать центрами производства, продвижения и распространения новых технологий в своих регионах. Всю эту цепочку мы серьезно прописали в наших предложениях, это другая жизнь нашей науки и образования.

Вы здесь не видите риска глубокого социального расслоения между теми, кто будет учиться в элитарных университетах и многопрофильных колледжах?

Во-первых, мы не ограничиваемся 150 опорными университетами. Эти 150 - это наиболее продвинутые. Будут вузы, которые выполняют разные задачи - это, например, подготовка инженеров для жилищно-коммунального хозяйства, где тоже будет много новых технологий. Но вопрос образовательного неравенства другими методами решается. Мы считаем, что вне зависимости от того, что ты окончил, элитный вуз или колледж, ты сможешь продолжать учиться в других, в том числе и в элитных вузах. Это постоянный процесс отбора. Сфера, где можно будет получить самые современные знания, существенно расширится. Сегодня уже есть продвинутые колледжи, созданные крупными компаниями, где люди обучаются самым современным профессиям. Этот опыт мы предлагаем развить. В части среднего профессионального образования мы существенно расширим участие бизнеса в финансировании и поддержке колледжей. Мы хотим соединить участие государства и поддержку компаний там, где нужно готовить конкретных специалистов под конкретные нужды отраслей и регионов. В Северном (Арктическом) федеральном университете в Архангельске, где я являюсь председателем попечительского совета, мы такую работу с компаниями уже проводим. Для университетских задач мы совместно с компаниями создали серию лабораторий для исследований в нефтяной, целлюлозно-бумажной, лесной промышленности, мы пытаемся сделать так, чтобы студенты пришли к самым современным технологиям. Компании помогают нам это финансировать.

Какие структурные реформы вы предлагаете в образовании? Сохранятся ли существующие институты - министерства, исследовательские учреждения, Академия наук?

Безусловно, мы анализировали качество этих институтов, школ, университетов, их способность поддерживать уровень образования. Приведу такой важный пример, который мы проанализировали: сейчас 25% наших выпускников не могут сдать международный тест на функциональную грамотность. Получается, что, борясь за большую численность населения, мы при этом имеем очень низкий образовательный потенциал. Четверть школьников не могут выполнить задание в рамках базовых навыков, которые дает школа. Эта проблема есть во всех странах, но в развитых странах это от 5% до 8%, а у нас - 25%. То есть мы теряем свой потенциал в сфере образования.

- Почему так происходит? Может, у них задания легче?

Задания у них усложняются, но там немного другому учат, там другие методы образования. В других странах стараются развивать критическое мышление, социальные практики и проектный подход. Студент или школьник должен сам сделать несколько проектов, самостоятельно придумать каждый проект и обеспечить всеми необходимыми компонентами. Он должен стать полностью самостоятельным в своей проектной работе. Сейчас в мире востребованы те, кто самостоятельно готов решать поставленные задачи. Это меняет менталитет граждан, развивает способность стать более самостоятельным, креативным. В большинстве ведущих университетов мира есть жесткие требования к развитию критического мышления. Это очень развивается на дебатах в школах и университетах, там обязательно спорить с преподавателями. Мой факультет в Петербургском университете как раз обладает этими методиками в России. Я бы хотел сказать про еще одну программу - принципиальное изменение обучения и переподготовки взрослого населения. Сейчас один из пяти взрослых учится, а нам нужно, чтобы учился каждый второй. Нам также нужно увеличить предложение такого обучения на рынке. Обучение после университета должно стать непрерывным. Человек должен переучиваться в среднем каждые три года. Это должна быть постоянная практика, когда ты каждый год берешь курсы на две-три недели, при помощи предприятия или за свои деньги и в свое свободное время, и приобретаешь новые, более современные компетенции в информатике, управлении и переговорах.

Какие профессии в течение шести лет могут исчезнуть? Например, многие говорят, что скоро исчезнет профессия бухгалтера.

Через шесть лет она не исчезнет, но многие расчеты будут становиться все более автоматизированными. Когда-нибудь уже не придется вручную считать баланс предприятий. Даже налоги будут считать роботы, и мы уберем целую сферу проблем в области начисления налогов и взыскания штрафов.

- А какие профессии, наоборот, будут востребованы?

В ближайшие шесть лет нам потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова вообще. То есть даже если мы когда-нибудь проснемся и осознаем масштаб цифровизации, такого количества программистов, которое нужно для таких масштабов, у нас нет. Поэтому в ближайшие годы нам нужно нарастить подготовку программистов для реализации этих задач. И если я сказал, что в 2024 году в основном цифровизация ведущих отраслей должна быть завершена, то значит, надо прямо с сегодняшнего дня начинать в университетах решать эту проблему. Но университеты пока не почувствовали этого спроса, а предприятия не поняли, в какой мир они уже перешли, что через три-четыре года им будет нечего ловить. Многие другие страны это уже осознали и такие ключевые показатели эффективности в сфере подготовки специалистов программирования для любых отраслей уже себе поставили.

Увеличение продолжительности жизни

- Кроме образования, какие еще вложения в человека предполагают ваши предложения?

Важная часть наших предложений касается здравоохранения. Без улучшения здоровья и активного долголетия у нас не будет высокой производительности труда в стране. У человека, который будет жить в будущем, будет больше возможностей через новые технологии, лекарства, наблюдение и разные процедуры быть более здоровым. Нашей стране это крайне нужно, потому что мы, к сожалению, имеем самое большое количество смертей мужчин в трудоспособном возрасте. Детская смертность у нас раза в три выше, чем в соседней Финляндии.

Вы сказали про увеличение продолжительности жизни. В этой связи насколько должен увеличиться средний возраст россиянина?

Средний общий возраст увеличится до 76 лет, а сейчас у нас 71,4.

Вы сказали, что ваши предложения предполагают увеличение финансирования образования до 0,8% ВВП. Насколько будут увеличены расходы на здравоохранение? По каким еще направлениям вы предлагаете увеличить финансирование?

На 0,7% ВВП тоже за шесть лет. На дорожное строительство и хозяйство, на создание новых скоростных магистралей, внедрение технологий в современном транспорте мы также предлагаем увеличить финансирование на 0,8% ВВП.

- А за счет чего вы предлагаете увеличить расходы?

Некоторые из этих мер уже заложены в бюджете, как, например, снижение оборонных расходов. Мы не спорим с этим. Мы предлагаем этот уровень сохранить и в дальнейшем. Также мы предлагаем сокращение общегосударственных расходов.

Смягчение бюджетного правила

- Какие еще меры вы предлагаете для обеспечения увеличения расходов на здравоохранение и образование?

Мы предлагаем смягчить бюджетное правило, увеличив заложенную в нем цену на нефть с $40 до $45, это должно дать примерно 0,5% ВВП, а также примерно на полпроцента ВВП увеличить целевой дефицит. То есть не снижать его до 1% ВВП, как это предусмотрено сейчас, а сохранить на уровне 1,5% ВВП.

Вы предлагаете Минфину отказаться от цели достижения дефицита федерального бюджета на уровне 1% ВВП за три года?

Цена сбалансированности для бюджета всегда была выше $80 за баррель и доходила до $110. Когда мы были на пике нефтяных цен, я говорил, что иметь дефицит выше 1% ВВП опасно, так как если цена на нефть резко падает, то дефицит сразу же может достичь 5%, как это было в 2009 году. Но если мы исходим из цены на нефть $45 за баррель, то падение не может быть большим. Так что на ценах, которые сейчас сложились, можно мягче поступить в отношении дефицита. В предыдущем пике мы жили на громадных рисках - при таких высоких ценах иметь еще и дефицит бюджета было просто неправильно. А сейчас разумно.

- Вы же были всегда сторонником жестких правил при расходовании бюджетных средств. Вы меняете эту позицию?

Если мы сегодня не хотим повышать налоги для бизнеса на период восстановления роста, то я думаю, что эти шаги вполне компромиссны и разумны. В чем-то проигрываем, в чем-то выигрываем. Но больше выигрываем. Во-вторых, если мы не вложимся в инфраструктуру, образование, здравоохранение, то мы не сможем перейти к современной модели экономики. Если мы потеряем эти шесть лет, то нам, скорее всего, догнать трудно будет. Как ни странно, сейчас мы подошли к черте, когда очередные шесть лет становятся важнейшими, решающими в промышленной революции. Она началась. Если мы еще затянем свое участие в ней, то Россия рискует утратить роль технологической державы.

Что предусматривают ваши предложения для того, чтобы российская промышленность была участником цепочек создания новых технологий?

Справедливый вопрос. Во-первых, нам нужно научиться использовать технологии, созданные другими, создать условия для обмена технологиями и привлечения инвестиций в уже созданные технологии, которые поднимают производительность труда в разы. Во-вторых, создать условия для того, чтобы мы сами создавали такие технологии, чтобы каждое предприятие само искало новые возможности для использования как привлеченных, так и новых технологий. Но инновации - это не только технологии. Инновации - это также новые решения в управлении и организации труда. Грубо говоря, тот же 3D-принтер меняет структуру завода и всей системы управления. Современные интернет-технологии меняют систему управления целыми отраслями. В результате нужно меньше людей, а решения принимаются на основе изучения больших баз данных. Когда я говорю про инновации и технологии, я также имею в виду новые технологии управления, и здесь Россия имеет очень хороший потенциал. Например, есть российская компания, которая создала абсолютно новую инновационную модель управления производством новой модели Airbus в Европе. Таких технологий управления нет больше нигде в мире.

- Какая часть ваших предложений посвящена цифровой экономике?

Мы считаем, что все критические инфраструктуры в стране - в транспорте, строительстве, здравоохранении, образовании, государственном управлении - должны пройти полную цифровизацию к 2024 году.

Где хранить сбережения

Вы говорите о бюджетном правиле при цене на нефть в $45 за баррель нефти. Вы стали более оптимистично смотреть на цену на нефть?

Нет, мой прогноз сохранился: цена на нефть будет двигаться в диапазоне $40–60 за баррель в ближайшие четыре-пять лет. Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже $40, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при $45. У нас есть резервы и Фонд национального благосостояния. В конце концов, можно заимствовать на рынке в разумных пределах. Но я думаю, что цена на нефть будет $45 и выше, с учетом всех рисков это разумный компромисс для бюджета. Один из вопросов заключается не только в расходах бюджета, а в том, что мы даем на рынок больше валюты, это означает, что на рынке будет на 0,5% ВВП больше валюты. Но влияние этой валюты на курс рубля не такое большое. Проблема не в том, что рубль переукреплен. Главное, чтобы не было большой волатильности цен на нефть и курса рубля. Основная проблема - это волатильность, конечно, а не сам уровень.

То есть вы не согласны с тем, что к концу года рубль ослабнет до 68 рублей за доллар, как говорит Минэкономразвития? Каков ваш прогноз?

При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около $56 за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет.

Сейчас все активно обсуждают новый инструмент - ОФЗ для населения. Например, Герман Греф облигации уже купил. А вы?

Я пока не предполагал участвовать в таком размещении. Но я считаю, что это нормальный инструмент для тех, кто может вложиться больше, чем на три года. Ставка выше, чем по банковскому вкладу. При максимальном размещении на три года главный положительный эффект наступает ближе к концу третьего года, так как ставка по купону нарастает. Весь эффект можно получить, если ты дошел до конца. ОФЗ для населения - это не сверхважные объемы для погашения дефицита бюджета, но это элемент политики развития нового рынка, и с этой точки зрения это правильно. Это также повышение финансовой грамотности населения, которое будет в дальнейшем стимулировать население активнее присутствовать на рынке инвестиций.

- В чем хранить сбережения сейчас с учетом курса рубля и цен на нефть?

Я и раньше говорил о простой модели - в долларах, евро и рублях в одинаковой степени. Хотя сегодня я бы дополнил - и в государственных облигациях.

Реформа судов и госуправления

- Какие реформы предполагаются в сфере государственного управления?

Я уже сказал про технологии, про человека, его новые возможности и модели образования, но еще одна важная сфера - это государственное управление. Без перестройки государственного управления, изменения технологий в государственном управлении, изменения порядка набора специалистов ничего не получится.

- Предполагается ли сокращение государственного аппарата в ваших предложениях?

Мы сейчас с РАНХиГС перестраиваем систему обучения государственных служащих под новые задачи, этот процесс уже начинается. Кроме этого, нужно изменить требования по набору кадров. Сейчас это случайный, хаотичный процесс. У нас должна быть более стройная, строгая система подбора и подготовки кадров, а также система ключевых показателей эффективности. То есть мы выстраиваем целую сеть шагов в отношении государственного управления. В результате государственное управление по численности сократится, а по эффективности возрастет в разы.

- Какие реформы силовых структур вы предлагаете?

В сфере уголовного законодательства нужна некоторая декриминализация, потому что по мелким преступлениям не нужно, чтобы люди сидели так долго, чтобы их арестовывали и держали подолгу в СИЗО до следствия. Мы считаем, что можно декриминализовать целый ряд преступлений, увеличив административные штрафы. В правоохранительной части это больше касается отчетности правоохранительных органов, которая должна более эффективно отражать их результаты, чтобы их было невозможно исказить. Большая работа, проведенная по криминальной статистике, уже доложена президенту. Мы тоже участвовали в экспертизе и работе по этому направлению. Сейчас мы будем более объективно видеть работу правоохранительных органов, что позволит нам более эффективно реагировать на ситуации в криминальном мире и понимать криминогенную обстановку. Например, согласно обследованию, которое мы провели, половина граждан не обращается в правоохранительные органы по поводу преступлений, которые в отношении них совершаются. Конечно, это не самые тяжкие преступления, но половина граждан примерно не обращается. Из тех, кто обращается, а это около 7 миллионов человек, только в 2 миллионах случаев возбуждаются уголовные дела. Я думаю, что в случае, если с нашими выводами согласятся, у нас есть перечень мер, которые нужно принять, чтобы ситуацию выправить.
- Будет ли в ваших предложениях отдельный политический блок?

В реализации всех этих мер есть вопрос доверия. На наш взгляд, реализация этих предложений существенно поднимет доверие к власти и проводимой политике. Если стратегия наталкивается на недоверие, то многие ее предложения не окажутся воспринятыми или будут встречены с непониманием. Если же стратегия будет представлена как взаимосвязанная система мер, которая с первых же шагов будет неукоснительно исполняться, то доверие будет нарастать буквально по месяцам. Но это не специальный блок, это необходимое условие исполнения всей стратегии.

- Каким вы видите главный результат от реализации ваших предложений?

Мы выходим на 3–3,5% роста в среднем и чуть выше по всем годам с 2018-го по 2024-й. Рост будет накапливаться с 2018 года. В следующем году рост составит, по нашему прогнозу, около 2,7%. При таком росте ВВП к 2024 году вырастет на 29%, а реально располагаемые доходы населения - на 25%. Производительность труда вырастет на 30%, а несырьевой экспорт - почти в два раза. Это амбициозные задачи.

Беседовали Лана Самарина и Глеб Брянский

При использовании текста, либо его части, активная ссылка на обязательна.

Экономист Дмитрий Травин о реформах, предложенных командой бывшего министра финансов России Владимиру Путину

Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин раскрыл некоторые тезисы стратегии развития России до 2024 года, которую Центр стратегических разработок под его руководством написал для Владимира Путина. Статья о них под заголовком «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики» опубликована в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики». Кудрин предлагает ускорить экономический рост, увеличивая инвестиции в человеческий капитал за счет других статей расходов - в частности, «оборонки». Озвучены вполне конкретные предложения по каждой сфере, например, ввести обязательную подготовительную школу для 5-летних детей, повысить пенсионный возраст и другие. Какие из озвученных идей могут найти поддержку в Кремле - об этом «Реальное время» спросило российского экономиста и журналиста Дмитрия Травина.

«Кудрин проявил гражданскую позицию и ушел в отставку - это серьезный поступок»

В стратегии развития России до 2024 года говорится о том, что страна несет большие расходы на оборону и безопасность и их нужно сокращать. Вы согласны с этим?

Совершенно согласен. Не уверен, что это реалистично с политической точки зрения, но чисто экономически - это правильный совет.

В политологическом сообществе распространена скептическая точка зрения на стратегии и доклады, предусматривающие проведение структурных и институциональных реформ. Дескать, они пишутся с единственной целью - чтобы периодически успокаивать либеральную часть общества. Стратегия Кудрина тоже относится в такому типу документов?

«Кудрин существует явно не для того, чтобы успокаивать общественность. Успокаивать он мог бы, оставаясь на посту министра и произнося какие-то фразы, а он отказался от этой линии». Фото Романа Хасаева

Нет, это не так. Во-первых, я знаю историю всего этого процесса, Алексей Кудрин - не случайный человек, он был министром финансов. В 2011 году он проявил гражданскую позицию, объявив всей стране, что Россия зайдет в тупик, если не менять как минимум финансовую политику, и ушел в отставку, пожертвовав всей своей карьерой. Это серьезный поступок, мало кто так делает, а в сегодняшней России я и не припомню, чтобы еще кто-то так поступил. Так что Кудрин существует явно не для того, чтобы успокаивать общественность. Успокаивать он мог бы, оставаясь на посту министра и произнося какие-то фразы, а он отказался от этой линии. Он действительно хотел написать серьезную экономическую программу, он движется в этом направлении, и некоторые тезисы очень верные.

Впрочем, если смотреть с позиции Кремля, не исключено, что власть действительно ведет разговоры о написании всяких программ, но, скорее, не для отвода глаз. Просто Кремль не готов вести серьезные реформы, он собирает все предложения по принципу: вдруг что-то хорошее предложат.

«В авторитарной политической системе, где нет возможности повышать доходы населения, усиливается силовой компонент»

Судя по имеющейся информации, много внимания в стратегии уделено изменениям в сфере образования, в частности, реформе начальной школы. Это действительно может оказывать существенное влияние на экономику страны?

Я не специалист в области образования и не готов комментировать, какого типа нужны школы: с подготовительными классами или нет - это специальный вопрос. Наверное, над стратегией работали специалисты узкого профиля. Но мне кажется, что этот вопрос даже не очень важно и интересно обсуждать, просто потому что Путин не пойдет на серьезное сокращение правоохранительных расходов в пользу образования. Он же вполне осознанно повышал военные расходы. Они же не были у нас такими высокими с незапамятных времен. Понятно, что в политической системе, где нет возможности повышать доходы населения, усиливается силовой компонент. И, в общем, трудно добиться серьезного сокращения этих расходов - это нереалистично, так что в данном случае конкретика не важна.

«Мы просто должны запомнить, что есть две стратегии. Одна стратегия заключается в том, чтобы развивать военную деятельность - Крым присоединять, еще что-то. В этом случае будет, как сейчас, то есть без развития. И есть другая стратегия, которой следуют развитые страны мира - вкладывать деньги в образование». Фото prav.tatarstan.ru

- И все-таки, почему этой теме уделено так много внимания?

Кудрин зафиксировал, чтобы мы знали как читатели, что страна может развиваться, если в стране вкладываются деньги в образование, если повышается уровень квалификации населения. Но поскольку это реально делаться не будет - мы просто должны запомнить, что есть две стратегии. Одна стратегия заключается в том, чтобы развивать военную деятельность - Крым присоединять, еще что-то. В этом случае будет, как сейчас, то есть без развития. И есть другая стратегия, которой следуют развитые страны мира - вкладывать деньги в образование.

«После выборов Путин в любом случае повысит пенсионный возраст»

Некоторые из идей, которые предлагает Кудрин, вполне могут найти поддержку в Кремле. В частности, повышение пенсионного возраста. С госслужащих уже начали.

Я думаю, что после выборов Путин в любом случае сделает это. Это даже вопрос, не связанный с какой-то конкретной программой, - просто в Пенсионном фонде нет денег. Если мы внезапно не начнем все вымирать, а я надеюсь, что этого не случится, то возникает вопрос, что делать, если нет денег на выплату пенсий?

Теоретически есть три варианта. Первый - поднять пенсионный возраст, чтобы меньшее число людей получало пенсию. Второй вариант - не поднимать пенсионный возраст, но уменьшить размер пенсии каждого человека. Фактически это то, что сейчас уже происходит - пенсии на фоне инфляции обесцениваются. И третий вариант - перераспределить расходы. Сократить военные расходы и дотировать пенсионный фонд из государственного бюджета - тратить на стариков те деньги, которые не будут потрачены на военные нужды или образование детей. Этот вариант, в общем-то, хорош, если бы можно было резко сократить военные расходы, но перераспределять деньги с образования на пенсионеров - это тоже плохой вариант. Так что каждый из трех вариантов имеет недостатки - решайте сами, что хуже. Мне кажется, что в этой ситуации что Кудрин, что Путин, что Медведев - все сойдутся на том, что проще поднять пенсионный возраст.

«В здравоохранении - уделить внимание профилактике, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. Это, по мнению составителей документа, позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет». Фото Максима Платонова

Образование и здравоохранение вместо «оборонки»: что предлагает Кудрин

Стратегия Кудрина рассчитана на 6-летний срок нахождения на посту нового президента России, который начнется в 2018 году. Полная версия документа опубликована в статье «Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики» в сентябрьском номере журнала «Вопросы экономики» . Ключевые ее моменты пересказывают «Ведомости» . Так, согласно мнению Кудрина, к 2035 году расходы государства превысят доходы настолько, что устойчивость бюджетной системы окажется под ударом. Динамика добычи нефти и газа будет падать, спрос на общественные услуги и госинвестиции - расти, население - стареть, соответственно, все больше денег будет требоваться на пенсии и медицину. Если ничего не менять, то ВВП даже в самые успешные годы будет расти не более чем на 2,5% и к 2035 году увеличится всего на 50% по сравнению с 2016-м.

Авторы стратегии предлагают перераспределить расходы в пользу тех, которые ускорят рост экономики и, соответственно, доходов. То есть вкладываться не в «оборонку», а в развитие человеческого капитала. В системе образования - реформировать начальную школу, введя подготовительные классы для 5-6-летних детей, ввести профильное образование для старшеклассников, создать сеть национальных исследовательских университетов, открыть не менее 300 колледжей высоких технологий и не менее 600 многопрофильных колледжей.

В здравоохранении - уделить внимание профилактике, оснастить клиники, реализовать программы ведения хронических больных. Это, по мнению составителей документа, позволит повысить продолжительность жизни с 72 до 76 лет, увеличить численность рабочей силы, а значит, и темпы производства.

«Еще одно ключевое предложение - реформировать систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования». Фото kgzt.ru

Непроизводительные расходы, прежде всего на безопасность и оборону, Центр стратегических разработок предлагает снизить. Занятых в правоохранительной системе - сократить на четверть. Расходы на оборону, возросшие в последние 10 лет с 2,6% до 4,4% ВВП, - снизить до 2,8%.

Еще одно ключевое предложение - реформировать систему социальной поддержки: распределять средства адресно, повысить пенсионный возраст и развивать накопительные системы добровольного пенсионного страхования.

Дарья Турцева

Исторический опыт, унаследованный российским обществом от эпохи СССР и периода становления постсоветской России, еще долго будет влиять на направление и логику развития нашей страны. Некоторые последствия пережитых обществом событий, таких как, например, Великая Отечественная война, постоянно обсуждаются и анализируются. Однако есть и скрытые последствия, влияние которых на первый взгляд не кажется важным. Но именно они могут играть решающую роль в стратегической перспективе.

Ловушка выживания

Одна из таких часто игнорируемых проблем российского общества - нежелание или неспособность мыслить, «смотреть вперед» сразу на большие периоды. Согласно регулярным общественным опросам около 46% россиян не знают, что с ними будет и в ближайшие месяцы, еще 36% - планируют свою жизнь максимум на один-два года вперед. Доминируют жизненные стратегии с малым горизонтом планирования - пережить бы эту неделю, месяц, год, а дальше будет видно.

«Схлопывание» горизонта планирования - последствие ряда шоков в жизни двух последних советско-российских поколений. Сначала идея планирования на долгий срок дискредитировалась бесконечным процессом строительства коммунизма в СССР. Несмотря на заверения, что советский человек обязательно будет жить при коммунизме в будущем, этот homo soveticus, не чувствуя никаких существенных изменений в жизни с середины 1960-х годов, разочаровывался в будущем. Последующий неожиданный крах СССР, образование за одну ночь границ там, где их не было, необходимость на ходу корректировать жизненные стратегии оставили существенный рубец в коллективной памяти, постоянно напоминающий об опасности строительства каких-либо долгосрочных планов. Далее последовал дефолт 1998 года, когда многие люди почувствовали себя обманутыми и вынесли убеждение, что связывать будущее со своими накоплениями не имеет смысла: ведь сбережения испарились не в первый раз всего за несколько лет. Кризис 2008 года, пусть и относительно легко пережитый обществом (но не закончившийся в экономике), девальвация рубля в конце 2014 года, серьезнейшее снижение доходов , возвращение риторики холодной войны , да и санкционная политика в целом уверенности россиянам не прибавили. Два периода стремлений к будущему - середины 1990-х и 2000-х годов - были слишком короткими, чтобы у людей сформировалась привычка работать на отдаленные цели. При этом шоковые события в экономике подрывают доверие к сбережениям, а значит нельзя создать необходимого объема ресурсов для инвестиций.

Такие постоянные «переломы» и «перекосы» на протяжении последних 30 лет сформировали у большей части населения две устойчивых жизненных стратегии. Первая - бери от жизни все и сейчас, поскольку инвестиции в будущее все равно не работают, вторая - занимайся только своими проблемами и проблемами своей семьи: тут ты можешь что-то изменить.

Поиски великой цели

Исправить ситуацию могло бы последовательное исполнение долгосрочных решений властью. Но не складывается и с реализацией стратегий государства: успешная Стратегия-2010 (известная как «программа Грефа») была реализована в среднем на 36% , концепция долгосрочного развития России до 2020 года устарела уже в момент своего принятия. Приоритетные национальные проекты - пример эффективного, но ручного управления, а не качественных структурных реформ. Даже по майским указам президента 2012 года плановые показатели далеко не полностью выполнены , а часть была достигнута за счет изменений методики расчетов.

Итак, в современной России не любят формировать полноценные, реалистичные стратегии будущего. Но зато о будущем любят мечтать. Согласно исследованиям , социокультурные характеристики российского общества, измеренные по методике Хофстеде , относят Россию одновременно к разрозненно коллективистским странам (разбитым на сплоченные, но слабо доверяющие друг другу социальные группы) и «феминным» - ориентированным на долгосрочные стратегии, но максимально избегающим неопределенности. Проще говоря, такая совокупность жизненных установок порождает потребность постоянного бега к великой цели и обуславливает столь же постоянное «недобегание» до нее. Мы всегда находимся в поисках чего-то большого и объединяющего, к чему хотелось бы стремиться - особого «русского пути», коммунизма или национальной идеи - но оказываемся не готовы ни находить, ни вырабатывать приемлемый для всех образ будущего, ни строить к нему дорогу, ни уж тем более поэтапно по этой дороге идти. Описанные выше шоки только укрепляют в нас подобные социокультурные характеристики.

Но это не значит, что Россия обречена вечно блуждать в темноте. К совокупности таких характеристик необходимо относиться, как к исходным условиям - учитывать при реализации любого рода политики. С другой стороны, ориентироваться нужно и на то, что происходит с российским обществом и элитами сегодня.

Исследовательская группа ЦИРКОН недавно проводила масштабный экспертный опрос (вовлекший как провластных, так и оппозиционных экспертов). Самый любопытный результат опроса состоит не столько в тех прогнозах, к которым пришли респонденты, сколько в дисперсии и рассогласованности их оценок, показывающих, что консенсусного прогноза будущего нет даже среди тех, кто обладает всеми инструментами прогнозирования.

У власти также нет четкого видения - информационная повестка ориентирована на успехи прошлого и новости настоящего, но не отвечает на вопросы о России в перспективе 10-20 лет; показатели последнего экономического прогноза быстро меняются и скорее всего окажутся излишне оптимистичными. Переход в 2015 году с трехлетнего бюджета на годовой еще больше сократил горизонт планирования ведомств, а возвращение к трехлетке пока выглядит формальным. Финансовое поведение россиян характеризуется или вынужденным решением тратить все сразу, не оставляя ничего на будущее, что говорит об исчерпании внутренних бюджетов, или краткосрочным сбережением в банках. И то, и то говорит о дальнейшем схлопывании горизонта планирования - люди сберегают из-за неопределенности, откладывая на близкий черный день, не веря в стабильный доход «завтра». А доверие общества к стратегиям сбережения на длительный период нам необходимо - это доверие практически напрямую конвертируется в экономический рост.

Окно возможностей

Но в такой тотальной неопределенности есть и существенное позитивное свойство. Когда у большого числа активных социальных и элитных групп в равной степени отсутствует четкий образ будущего, стирается и ключевое противоречие, которое их разделяет. Формируется эффект гомогенности, способный порождать высокую отзывчивость и готовность к компромиссу.

С октября 2016 года Центр стратегических разработок в рамках проекта «Россия будущего: позитивная повестка» провел серию рабочих сессий «Вглядываясь в будущее: Россия через 10 лет» в российских регионах и продолжает интервью и дискуссии о будущем. В мыслях и идеях респондентов есть несколько ключевых пересечений: понимание необходимости и неотвратимости перемен, спрос на обозначение целей и описание образа будущего, которое отвечает на вопросы о развитии и роли человека в России и России в мире через 10-15 лет, демонстрация четкой программы действий по ее достижению. Все устали от неопределенности - и наше общество стало стремиться ее избегать, Что также укладывается в нашу социокультурную специфику.

Это значит, что шансы преодолеть разрозненность российского общества и описанные выше последствия предыдущих исторических периодов высоки. Спрос на позитивный образ будущего, понятные цели, которые удлинят горизонты планирования и принимаемых решений, соединят развитие страны с благополучием каждого человека - огромен.

Вопроса здесь всего два: удастся ли воспользоваться открывшимся окном возможностей, и кто именно это будет делать. Позитивный сценарий есть - проведение структурных реформ даст возможность к 2035 году удвоить ВВП (к 2025 г. - ВВП растет на 37%), на 90% увеличить реальную заработную плату, нарастить долю экспорта несырьевых неэнергетических товаров с 34% (2016) до 50% в 2029 г. и 61% к 2035 г. – и значит быть в числе стран-лидеров.

Главный драйвер развития в этом сценарии, источник роста России - это реализация потенциала каждого отдельного человека в совершении структурного разворота к технологичной, инновационной экономике. Но чтобы нам совершить такой разворот необходимо сложить вместе три составляющих успеха, учитывающие наши национальные особенности: определить векторы перемен, приемлемые для основных социальных групп; найти разделяемый всеми образ будущего, за которым нашему «коллективистскому мировоззрению» захочется побежать; создать реалистичный план движения к этому будущему - такой, который придаст сил для нового рывка. Чтобы оставаться в числе мировых лидеров, ближайшие десять лет придется бежать, и бежать быстрей, чем весь остальной мир.

Соединить спрос на перемены и амбициозные цели через четкие механизмы реализации, предложить изменения, к которым готова страна, создать план действий, который будет осуществим, - вот основные задачи Стратегии развития России 2018-2024.

В XXI в. перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 г. станут одними из главных драйверов роста экономики России, говорится в материалах стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» («Ведомостям» удалось с ними ознакомиться).

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг – значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор – либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 г. должно возрасти с 3,3 до 4,3% ВВП, образования – с 3,6 до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в 10 раз с 0,1 до 1%, экспорт медицинских услуг – с $0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до $3,6 млрд к 2024 г.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, говорили «Ведомостям» участники обсуждений, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Страна умных...

Образованием будут охвачены все граждане от младенцев (за счет служб поддержки раннего развития) до пенсионеров (благодаря системам непрерывного образования). Развитие онлайн-переподготовки обеспечит мобильность и востребованность труда на протяжении всей жизни человека: учиться будет каждый второй взрослый (сейчас – каждый пятый). Запрос на это есть: треть людей предпенсионного и пенсионного возраста готовы снова сесть за парту. «Микростепени» – свидетельства о конкретных квалификациях, как сейчас в сферах IT и финансов, – появятся во многих отраслях.

Система высшего образования будет состоять из трех типов вузов. Аспирантура останется преимущественно в исследовательских университетах – они призваны развивать науку и конкурировать на глобальных рынках за таланты: сейчас в России доля иностранных аспирантов около 5% против 27% в ОЭСР, страна теряет привлекательность для молодых людей, из которых через 15–20 лет будет состоять мировая элита, говорится в материалах ЦСР. Второй тип вузов будет готовить специалистов и магистров по определенным профессиям для нужд региональных экономик, в том числе при софинансировании работодателей и регионов. Третий тип вузов будет предоставлять общее высшее образование на уровне бакалавриата, в основном платное.

В среднем профессиональном образовании будет два типа колледжей: специализированные и массовых профессий. Программы подготовки высококвалифицированных рабочих получат статус высшего образования уровня прикладного бакалавриата.

Для снижения неравенства доступа к образованию предлагается повысить доступность образовательных кредитов, в том числе на проживание студентов из малодоходных семей на период обучения. Для максимальной реализации способностей детей – создать национальную программу поиска и развития талантов, стипендиальные и грантовые программы.

Перед поступлением в школу предусматривается год предшкольного образования для выравнивания уровня развития детей, родители получат «сертификат дошкольника» с правом использовать его как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Повышать равенство образовательных возможностей будут «Школы успеха» со штатом психологов и социальных педагогов, персонифицированным финансированием обучения детей из социально неблагополучных семей, программами интеграции мигрантов. Это повысит функциональную грамотность: сегодня ее не имеют 25% выпускников российских школ, что равносильно потере четверти социального капитала, говорил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Доля не освоивших школьную программу должна снизиться до 15%. Знаний не хватает педагогам: для учителей будет введена интернатура. Увеличатся программы дополнительного образования детей: сегодня в расчете на одного ребенка родители платят в 4 раза больше бюджетного норматива, расширение охвата детей увеличит финансирование этого вида услуг вдвое, на 75% – за счет средств семей.

...И здоровых

С учетом состояния здоровья граждан (низкая продолжительность жизни, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста – выше лишь в 18 африканских странах) и растущей в обществе тревоги по поводу состояния самого здравоохранения (доля считающих его главной проблемой страны за 2016 г. возросла с 7 до17%) ориентация на прорыв в медицине – это политический, социальный и экономический императив, пишут авторы стратегии.

Проект «Здоровье граждан» предусматривает новую модель организации медпомощи – «медицину 4П»: предикция (выявление предрасположенности к развитию заболеваний), превентивность, персонализация, партисипативность (участие самих граждан в профилактике). Ускоренное развитие отрасли предусматривает, в частности, развитие телемедицины и дистанционного мониторинга, которым будет охвачено около половины граждан; налоговое стимулирование венчурных инвестиций в проекты индустрии здоровья; переход от терапевтической к общеврачебной модели участковой службы. Некоторые виды медпомощи (например, паллиативную) получат право оказывать социальные службы. Стационары будут поделены на интенсивную терапию и реабилитацию: возникнет отдельный вид медпомощи – восстановительный. Для жителей отдаленных территорий будет развиваться региональная санитарная авиация. В России появится центр трансграничного медобслуживания для экспорта услуг российскими клиниками.

Для развития здорового образа жизни граждан создадут инфраструктуру для массового спорта, в том числе парки, в жилых кварталах; в школах введут уроки здорового образа жизни; субсидируют работающим платные занятия спортом (до 30 000 руб.). Акцизы на табак и алкоголь будут повышаться быстрее инфляции; сократится число торговых точек, продающих алкоголь, и продавать его запретят с 22 часов (сейчас с 23); каждые 2–3 года будут повышаться штрафы за нетрезвое вождение, предлагают эксперты ЦСР.

Будет пересмотрен состав льготников, имеющих право на бесплатные лекарства. Одновременно вырастет доля затрат на лекарства в составе тарифа на стационарное лечение. Для расширения охвата качественной и высокотехнологичной медпомощью гражданам предложат соплатеж в действующую сейчас систему ОМС – тариф ОМС-2 с расширенной страховой программой. В ОМС-2 будут работать страховые медицинские организации, в ОМС-1 – только территориальный фонд.

Программы «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» предусматривают дальнейшее повышение зарплат работникам образования и здравоохранения. Так, зарплаты врачей ведущих центров вырастут к 2024 г. до 240%, к 2035 г. – до 350% средней зарплаты по региону; оплата 35–40% преподавателей исследовательских университетов будет на международном уровне (сейчас у 10–15%).

Народ готов

Социологические исследования говорят, что люди готовы к дополнительным платежам в социальной сфере, рассказывал на конференции ВШЭ Кузьминов: доля тех, кто готов на это тратить 2% дохода, с 2011 по 2016 г. выросла с 11 до 51%, включая наименее обеспеченных, приоритеты – медицина и школьное образование. В образовании Россия сдвинулась к менталитету США, рассказал он: 31% готов доплачивать за более качественное образование 5% своих доходов. Опрос был в декабре 2016 г., когда реальные доходы падали два года, отметил Кузьминов: «Мы будем это учитывать или будем говорить, что население патерналистски настроено?»

В 2015 г. граждане, обратившиеся за налоговыми вычетами за оплату медицинских и образовательных услуг, потратили на эти сферы 507 млрд руб., рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Из вычетов на медицину (60% всех средств) 70% – за лекарства и 30% – за высокотехнологичную медпомощь. Население в большей степени готово платить и платит за лекарства, констатировала Голикова, и, если вводить новые налоги, нужен общественный консенсус: «Невозможно просто вводить – надо говорить, для чего это делается». По ее данным, население оплачивает порядка четверти расходов на медицину (см. врез). В то же время регионы несут не свойственные им функции медицинского страхования неработающих, направляя на это 7% своих расходов, или более 600 млрд руб., указала она, если их от этого освободить, у них появятся средства в том числе для роста финансирования школ.

Деньги должны идти за структурными реформами, а не опережать их, заметил на обсуждении налогового маневра в ВШЭ председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Страшные вы вещи говорите: преследуя очень хорошие цели – дать дополнительные деньги на образование и здравоохранение, – вы ведь знаете, что качество это не улучшит. И что это на руку тем, кто сегодня не видит иного способа выполнять свои функции, кроме как за счет дополнительных налогов», – обратился он к Кудрину. Предлагаемые меры предполагают и улучшение качества, заверил его Кудрин: «Надо бороться со своими страхами».

Сколько стоит ОМС

945,5 рубля взносов в ОМС пришлось в среднем на каждого россиянина в месяц в 2016 г. В том числе 1423 руб. – платеж работодателя в расчете на одного работника и 603,5 руб. – платеж из региональных бюджетов за каждого неработающего. Платежи самого населения в расчете на одного человека – еще 311 руб.

Ольга КУВШИНОВА, Александра ПРОКОПЕНКО