Для чего в основном берется государственный кредит. Государственный кредит (государственное кредитование)

03 Сен

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про то, как получить кредит для малого бизнеса от государства.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие существуют виды кредита от государства для бизнеса.
  2. Кто может получить государственную поддержку.
  3. В какие органы обращаться за помощью.
  4. Какие документы необходимо собрать.

Правительство предлагает альтернативу – государственную поддержку малого бизнеса. Но прежде чем обратиться к властям за помощью, следует понять, какой вид государственного кредита будет оптимальным для вас – именно с этого мы и начнем.

Виды кредитов от государства для бизнеса

В 2017 году правительство активно поддерживает начинающих предпринимателей и предоставляет помощь в виде таких форм материальной поддержки, как:

  • Микрофинансирование малого бизнеса;
  • Поручительство от государства;
  • (безвозмездный кредит);
  • Компенсационные выплаты;
  • Налоговые послабления.

Теперь мы рассмотрим каждый из видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства отдельно.

Микрофинансирование малого бизнеса

Каждый регион РФ имеет фонд микрокредитования малого и среднего бизнеса. Именно он и содействует выдаче заемных денежных средств предпринимателям на льготной основе.

Условия кредитования в каждом регионе различны. Существенным преимуществом данного вида кредитования является его доступность: деньги предоставляются вне зависимости от области занятости.

Существуют лишь некоторые ограничения, которые определяются каждым регионом самостоятельно. Например, для Москвы – это ограничение суммыкредита молодому предпринимателю.

Усредненные условия для получения льготного кредита:

  • или физического () на территории субъекта РФ, в котором будет получен заем;
  • От 50 тысяч до 1,5 миллиона рублей (могут быть наложены ограничения в сумме в зависимости от сферы деятельности организации);
  • Процентная ставка льготного займа составляет от 8 до 12% и будет зависеть от перспективности вашего дела, потребностей рынка, платежеспособности заемщика, количества заемных средств и срока кредитования, вида обеспечения;
  • Деньги предоставляются под обеспечение: имущественный залог, поручительство, залог продукта в обороте, другое;
  • Заем выдается в безналичной форме;
  • При несоблюдении условий предоставления денег предусмотрены штрафные санкции в форме повышенного процента;
  • Существует ограничение на количество займов;
  • Продолжительность рассмотрения документов на предоставление средств составляет от 5 до 10 дней в зависимости от региона.

Государственное поручительство

В этом случае деньги вам выдаст коммерческий банк, а государственный фонд в лице Федеральной нотариальной палаты выступит поручителем. Однако, следует учитывать, что в государственной программе участвуют далеко не все коммерческие банки. Их полный список в вашем регионе можно получить на официальном сайте правительства РФ.

В отличие от первого варианта, получение денежных средств под государственным поручительством не отличается по условиям от обычного займа. Рассмотрение заявки не будет быстрым. Также готовьтесь к тому, что фонд поручится не за всю сумму, а только лишь за часть.

Наибольшую вероятность получить поручительство фонда имеют предприятия социальной области по обслуживанию граждан, производство и промышленность, инновации. Особое внимание при рассмотрении заявки на получение поручительства фонд обращает на количество рабочих мест, создаваемых организацией.

Субсидии

Субсидия – самый желанный предпринимателями вид государственной поддержки. Все дело в том, что он предоставляется бизнесменам на безвозмездной основе.

Однако, получить субсидию могут далеко не все предприниматели.

Бизнесменам необходимо соблюсти достаточно суровые условия для получения:

  • Необходимо стоять на учете в Центре занятости в качестве безработного;
  • Ответить на вопросы психологического теста в этом же Центре занятости;
  • Пройти обучение по направлению «предпринимательство»;

При этом все траты казенных денег должны соответствовать и подтверждаться документально. После того как предприниматель получает положительный ответ от Центра, он должен зарегистрировать свое предприятие. Только после этого деньги поступят на счет.

Очень часто бывает так, что в предоставлении субсидии предпринимателю отказывают. Грант может быть выделен на покупку или , оборудования или товара для продажи, нематериальных ресурсов. Это должно быть указано в вашем бизнес-плане.

Грант

Он также предоставляется бизнесменам на безвозмездной основе. Недостатком грантов является то, что получить его может далеко не каждый.

На получение гранта имеют право:

  • Начинающие предприниматели (ведут деятельность не более 12 месяцев);
  • Предприниматели, не имеющие долгов по налогам, займам;
  • Предприятия, которые создают много рабочих мест.

Также для получения гранта имеет значение сфера, в которой функционирует организация. Каждый регион определяет эти области самостоятельно.

Компенсационные выплаты и налоговые послабления

В этом случае государство просто компенсирует предпринимателю часть денежных средств, которые тот потратил на развитие бизнеса.

На такое послабление могут рассчитывать: компании, производящие инновационную продукцию, предприятия, производящие импортозамещающие товары, а также производители услуг.

Что касается налоговых послаблений, то в 2017 году начинающий предприниматель имеет возможность взять так называемые . Заключаются они в освобождении бизнесмена от уплаты налогов в течение двух налоговых периодов.

Воспользоваться каникулами можно, если:

  • Вы начинающий предприниматель;
  • Организация на одной из следующих систем налогообложения: или ;
  • Вы заняты в области производства, социального обеспечения или науки.

Требования к заемщикам

Давайте более подробно рассмотрим, какие требования к заявителям на получение государственной поддержки предъявляются для получения той или иной льготы. Информация приведена в таблице.

Условия получения Важные особенности
Микрофинансирование — зарегистрирован в регионе получения средств;

— заем должен быть обеспечен имуществом

— цель: развитие малого и среднего бизнеса;

— срок кредитования –
не более года

Государственное поручительство — банк должен участвовать в государственной программе;

— вы должны быть действующей организацией не менее 6 месяцев;

— обязательна регистрация в регионе получения займа;

— вы не имеете проблем с кредиторами и налоговыми;

— необходимо погасить определенный процент от кредита собственными средствами (устанавливается в каждом регионе)

— Приоритетными видами деятельности для финансирования являются: производство, инновационная деятельность, строительство, деятельность по оказанию услуг, транспортные перевозки, туризм (по РФ), образование, медицина, ЖКХ.

— Не распространяется на добычу и реализацию ископаемых, игорную область, банковскую и страховую деятельность, фонды ценных бумаг, ломбарды

Субсидия — значимость бизнеса для субъекта РФ. В каждом субъекте свои значимые направления (узнать приоритетные области деятельности для вашего региона можно на правительственных ресурсах);

— наличие бизнес-плана, который должен соответствовать определенным критериям (также устанавливаются в каждом регионе);

— предприниматель должен вложить определенное количество собственных средств (зависит от программы)

Средства выдаются на приобретение:

— сырья и материалов;

— производственного оборудования;

— нематериальных ресурсов.

Срок пользования денежными средствами ограничен. Как правило, составляет 1-2 года

Грант — предпринимательская деятельность ведется менее года;

— у бизнесмена нет и не было проблем с кредитами и займами («чистая» кредитная история);

— предприятие создает определенное количество рабочих мест;

— вы не получали других государственных льгот;

— наличие собственных денежных средств

Средства выделяютсяна развитие среднего и малого бизнеса
Компенсационные выплаты

Заемщиками могут стать:

— производители и разработчики инновационного продукта;

— продавцы импортозамещающего товара;

— организации, занятые в области предоставления услуг

Цели трат: развитие среднего и малого предпринимательства
Налоговые льготы — занятость предпринимательской деятельностью не более года;

— вы состоите на системе налогообложения: ПСН или УСН;

— помощь предоставляется фирмам, занятым в науке, производстве, оказывающим услуги населению.

Подводя итог, можно сказать, что правительственная помощь доступна для:

  • Начинающих бизнесменов ();
  • Организаций, занятых в области производства продукции, разработкой инновационного товара;
  • Предприятий, оказывающих услуги населению;
  • Предпринимателям без проблем по кредитам.

Куда обращаться

За каждую материальную льготу отвечает определенный государственный орган, к которому и должен обратиться предприниматель.

Микрофинансированием занимается Фонд поддержки предпринимательства в вашем регионе. Чтобы получить кредит на льготных условиях, необходимо собрать пакет документов (он отличается для ИП и юридических лиц).

Более подробно с этим вопросом вы можете ознакомиться на официальном сайте фонда в вашем регионе, мы назовем лишь основные общепринятые документы:

  • Заявление и анкета заявителя, а также поручителя;
  • Данные предпринимателя;
  • Учредительные документы;
  • Выписка из реестра малого и среднего предпринимательства;
  • Свидетельство о внесении в / и выписка оттуда;
  • Копия паспорта заявителя;
  • Копия СНИЛС;
  • Лицензии на деятельность;
  • Бухгалтерские и налоговые отчеты.

После того как вы собрали все документы, следует подать заявление на получение кредита в Фонд поддержки. Скачать такое заявление вы также можете на официальном сайте Фонда по вашему региону.

За государственным поручительством вы должны обратиться со всеми необходимыми документами в банк, который участвует в партнерской программе с фондом содействия предпринимательства.

Уже сам банк оценит возможность государственной поддержки и передаст заявление в фонд, который рассматривает его в течение трех дней. К стандартному пакету документов, требуемых для получения кредита, следует приложить заявку на поручительство.

Субсидию или грант можно получить от биржи труда. Для этого вы должны соблюсти ряд условия, о которых мы уже рассказывали выше. В пакет документов на получение субсидии входит заявка и бизнес-план.

Компенсационные выплаты вы можете получить в центре занятости. Для этого предоставьте бизнес-план и соответствующее заявление.

За получением налоговых льгот следует обращаться в налоговую инспекцию, там вы получите информацию и о документах, которые будет необходимо собрать.

Негосударственная поддержка малого бизнеса

Если вы не проходите по каким-либо параметрам для получения государственной помощи, вы можете обратиться за негосударственной помощью малому бизнесу.

Такую помощь оказывают негосударственные фонды при банковских организациях, выражается она в виде гранта. При этом негосударственный грант может выдаваться как с возвратом, так и на безвозмездной основе.

Получение гранта происходит на конкурсной основе. При этом членами комиссии будет оцениваться именно экономическая выгода проекта.

К стандартному пакету документов на получение гранта, вы должны будете приложить , в которой будет описан товар и его стоимость.

Понятие и необходимость государственного кредитования

Государственное кредитование является частью системы государственных финансов. Поскольку государству для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны налоговых средств бывает, зачастую, недостаточно, возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах. Государство должно располагать возможностями финансирования запланированных государственных расходов, регулирования макро- и микроэкономических процессов, воздействия на социальную и денежно-кредитную политику. Подобная деятельность государства становится возможной благодаря государственному кредитованию.

Государственное кредитование представляет собой отношения, по которым государство является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты предоставляются российским хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), иностранным государствам, иностранным хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), международным организациям. Исходя из этого, государственное кредитование может быть внутренним и внешним (рис. 1):

Поскольку государство может как получать кредиты, так и предоставлять их, следует различать понятия «государственный займ» и «бюджетный кредит».

Если государство получает кредиты, такие отношения называются государственным займом. Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства, международные финансово-кредитные организации.

Государственные займы позволяют решать временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга.

Если государство выдает кредиты, используется понятие «бюджетный кредит» – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление денежных средств субъектам хозяйствования (физическим и юридическим лицам), бюджетам нижестоящего уровня бюджетной системы страны, а также иностранным государствам на условиях возвратности, срочности и платности. Таким образом, «бюджетный кредит» охватывает также сферу межбюджетных отношений. В связи с этим в экономической литературе различают понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Бюджетная ссуда может предоставляться бюджету другого уровня как на возмездной основе на ограниченный срок, так и безвозмездно.

На практике государство, как правило, является заемщиком. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.

Замечание 1

Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.

Использование гарантированных займов – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации.

Таким образом, через вышеуказанные кредитные отношения происходит перераспределение кредитных ресурсов в стране.

Формы государственного кредита

Государственный кредит можно классифицировать следующим образом:

  1. по срокам действия долговых обязательств страны:

    • краткосрочные займы (до $1$ года);
    • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
    • долгосрочные займы ($5-30$ лет).
  2. по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

    • за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
    • за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;
  3. по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

    • займы, реализуемые среди населения;
    • займы, реализуемые среди юридических лиц;
    • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;
  4. по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

    • процентно-выигрышные (ежегодный твердый доход держателя или одноразовая процентная выплата при погашении займа);
    • выигрышные (доход держателя в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг);
    • беспроцентные (целевые) займы.
    • добровольные займы;
    • займы, размещаемые по подписке;
    • принудительные займы.

Управление государственным кредитом

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.

Понятие государственного кредита


Государственный кредит


Кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых для полного и своевременного финансирования капитальных вложений либо текущих затрат. Кредитные отношения возникают по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и с нерезидентами (внешний кредит).

Государственный кредит - отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, где государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта.

Государственный кредит выражает отношения между государством, от имени которого выступают органы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

а) в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства;

в) в отличии от банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы;

В качестве обеспечения возвратности кредита обычно выступает все имущество, находящееся в собственности государства или муниципального образования;

На уровне Федерации государственные займы не имеют конкретного целевого назначения;

Сроки государственного кредита, как правило, достаточно длительные, но согласно Закону «О государственном внутреннем долге РФ» не могут превышать 30 лет.


Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом


Для покрытия бюджетного дефицита государство привлекает заемные средства. Одновременно оно выступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство выступает гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующими субъектами.

Как форма кредита, государственный кредит имеет ряд особенностей:

Государственный кредит, как правило, не имеет конкретного залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита выступает гарантия государства, т.е. все имущество, находящееся в государственной собственности;

Государственный кредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;

На уровне Федерации государственный кредит, как правило, не имеет конкретного целевого характера;

Сроки предоставления государственного кредита более длительные по сравнению с другими формами кредитования.

По договору государственного займа государство выступает в качестве заемщика, а юридические и физические лица- в качестве кредитора.

Государственные займы могут характеризовать состояние государственного бюджета страны. Чем больше займы - тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Государственный долг – вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Государственный долг подразделяется на две части - капитальный и текущий. Капитальный долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).

В зависимости от места размещения средств, государственный долг делится на внутренний и внешний.

Государственный внутренний долг - заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством погашения долговых обязательств и выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме.

Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного долга в виде долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство. Все выпуски государственных ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге РФ. Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средств в бюджетную систему, а с другой - дают возможность инвесторам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Основные виды государственных ценных бумаг:

1. Облигации государственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. - выпущены 1.01.2000 срок - 16 лет. Номинал - 5000, 10000, 25000, 100000 руб. Размещались среди юридических лиц. Доход - фиксирован в размере 5 % от номинала и выплачивается 1 раз в год;

2. Облигации российского внутреннего выигрышного займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет. Номинал - 500 и 1000 руб. Доход выплачивается в форме выигрышей из расчета 30 % в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу;

3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6, 12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом - а погашение по номинальной стоимости;

4. Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 2007 г. для компенсации валютных средств предприятий, находящихся на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10 000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в год при предъявлении купона;

5. Облигация государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ - ПК) - выпускается в бездокументарной форме номинальной стоимостью 1 тыс. руб. Рыночная стоимость определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом;

6. Облигации Государственного сберегательного займа являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы - 100 и 500 руб. При этом каждая облигация имеет 4 купона.

Государственный внешний долг - заемная деятельность государства на внешенем рынке.

На мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает в качестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона.

Размер государственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.


Таблица 1

Долг центрального правительства

Показатели

Млрд.долл.

Млрд.руб.

Долг центрального правительстива (валовый)


Внешний долг



Ценные бумаги

В т.ч. еврооблигации

Внутренний долг




Со сроком погашения 1 год и менее



Ценные бумаги




Методы управления государственным долгом:

· рефинансирование – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;

· новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством;

· конверсия – изменение доходности займов;

· консолидация – изменение срока обращения уже выпушенных займов;

· унификация – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению;

· отсрочка погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства от выплаты процентов по займам;

· аннулирование долга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства.

В случае если государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаяся неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленности зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и увеличением товарного дефицита.

В 2009 г. Россия была близка к состоянию банкротства. Платежи по обязательствам страны должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса около 8 млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена. В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку. Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили предоставление России валютных кредитов.

Эту критическую стадию, близкую к международному банкротству, так или иначе удалось пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.


Российская Федерация как кредитор и гарант


Прибегая к государственному кредиту для покрытия бюджетного дефицита, федеральное правительство само предоставляет кредиты иностранным государствам, а также резидентам, например, в виде краткосрочной бюджетной ссуды предприятиям и субъектам РФ. Организациям агропромышленного комплекса за счет средств бюджета предоставляется товарный кредит (для обеспечения горюче-смазочными материалами), а администрациям районов Крайнего Севера - льготные кредиты для обеспечения завоза топлива и других жизненно важных ресурсов.

Разновидностью бюджетной ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый федеральным правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственное значение. Размер кредита соответствует сумме налоговых платежей заемщика в Федеральный бюджет за год или несколько лет.

Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Деятельность РФ в качестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:

 государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Гарантированные сбережения населения являются государственным внутренним долгом;

 выступает гарантом различных обществ и групп (финансово - промышленной группы, РАО ВСМ и др.);

 выступает поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ;

 гарантирует государственные ценные бумаги.

Литература


1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.

2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

3. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. № 11.

4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 - 277.

5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже - как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

По субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

  • централизованные
  • децентрализованные;

По месту размещения или получений

  • внутренние (внутри страны)
  • внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

По сроку погашения

  • краткосрочные (не более одного года)
  • среднесрочные (от года до пяти лет)
  • долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг - это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.

ТЕМА 8.

План лекции:

1. Сущность государственного кредита и его функции.

2. Формы государственного кредита.

3. Классификация государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

Вопрос 1. Гос. кредит – это совокупность экономических отношений между государством (в лице органов гос. власти и местного самоуправления), с одной стороны, юридическими, физическими лицами и другими субъектами, с другой стороны, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

В зависимости от роли государства в гос. кредитных отношениях, гос. кредит принимает 3 формы:

1. государственные займы;

2. государственное кредитование;

3. государственные гарантии.

Гос. кредит отличается от обычного кредита тем, что он является интегральной категорией, объединяющей в себе сущностные черты, как финансов, так и кредита.

От финансов гос. кредит взял черты, которые связаны с финансовыми отношениями на макроуровне, т.е. гос. кредитные отношения обслуживают процессы перераспределения ВНП, НД на макроуровне и процессы формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

В то же время, гос. кредит по некоторым существенным чертам отличается от банковского кредита.

Отличия гос. кредита от банковского кредита:

1. По характеру и целям использования заемных средств.

При банковском кредитовании средства берутся для производительного использования в производственно – хозяйственной деятельности субъекта.

При гос. кредите это, чаще всего, непроизводительное использование средств, в основном, для покрытия бюджетного дефицита.

2. По источникам выплаты процентов и погашения ссуды.

Ссуда, взятая в банке юридическим лицом, погашается за счет его собственных доходов.

При гос. кредите источником средств для погашения займа являются бюджетные средства.

3. В отношениях гос. кредита преобладает и доминирует государство, несмотря на то, что оно является заемщиком. Это выражается в том, что оно по своему усмотрению может менять первоначальные условия займа, не спрашивая согласия кредитора. Это касается внутренних займов.

4. Гос. займы заключаются без какого–либо конкретного обеспечения.

Банковские кредитные договоры обязательно должны обеспечиваться через какой–либо вид обеспечения. Банковские кредитные договоры всегда добровольные, а гос. займы иногда носят принудительный характер.

В экономической науке никогда не было однозначного отношения к проблеме гос. кредита. Оценка его роли в экономике и социальной сфере всегда колебалась от крайне отрицательной к преувеличенно – положительной. В настоящее время объективную необходимость кредита признают все, при этом подчеркивается то, что использовать гос. кредитные инструменты нужно грамотно и осторожно.



Положительными чертами гос. кредита являются:

Гос. кредит при разумном и грамотном использовании выступает мощным инструментом регулирования экономики, денежного обращения, социальных процессов;

Гос. займы выступают как безэмиссионные средства покрытия бюджетного дефицита.

Отрицательные черты гос. кредита:

За счет гос. займов увеличиваются заемные средства государства, подлежащие возврату, и поэтому в составе бюджета связываются огромные средства, которые могли бы быть использованы на производительные и социальные цели;

Поскольку источником средств для погашения займов являются средства бюджета, то для привлечения их в бюджет приходится удерживать достаточно высокий уровень налогообложения.

Гос. кредит выполняет 3 основные функции :

1. распределительная,

2. контрольная,

3. регулирующая.

Распределительная функция гос. кредита, в целом, выражается также как и распределительная функция финансов. Т. е. посредством этой функции гос. кредит перераспределяет стоимость ВОП, НД в денежной форме по различным уровням в различных сферах, согласно различным целям.

Одна из особенностей распределительной функции гос. кредита, проявляющейся при долгосрочных займах состоит в следующем: при помощи долгосрочных займов налоговое бремя более равномерно перераспределяется между поколениями.

Долгосрочные займы используются для инвестиций в крупные и эффективные проекты для строительства объектов экономического и социального назначения, результатами функционирования которых, будет пользоваться не одно поколение.

Через длительное время наступает момент возврата заемных средств. Источником для оплаты долга являются бюджетные средства, а они в бюджет поступают в основном за счет налогов.

Т.о., налоговое бремя ложится на плечи последующих экономически активных в данный момент поколений, что является справедливым, т.к. результатом вложения инвестиций, привлеченным по займам, пользуются все поколения.

Контрольная функция гос. кредита выражается в контроле через количественно – стоимостные показатели за денежными средствами, обращающимися в рамках гос. кредита.

Регулирующая функция гос. кредита состоит в том, что через нее государство осуществляет регулирование экономических, социальных процессов на макроуровне, а также денежно–кредитного регулирования в целях осуществления финансовой политики.

Гос. кредит выступает как действенный инструмент регулирования денежного обращения при привлечении гос. займов, в зависимости от источника привлечения средств и места их размещения, денежная масса в обращении может изменяться.

Используя инструмент гос. займов государство может существенно влиять на ситуацию на рынке ссудных капиталов.

Выступая заемщиком на финансово – кредитном рынке государство влияет на спрос, резко его увеличивая.

При ограниченном предложении кредитных ресурсов, цена на них возрастает. Т.е., кредитные ресурсы становятся очень дорогими, устанавливается высокий банковский процент. Дороговизна кредитных ресурсов делает невозможным их привлечение юридическими и физическими лицами, что приводит к экономическому спаду, снижению занятости и др. негативным экономическим и социальным последствиям.

Выступая кредитором и гарантом, государство оказывает положительное влияние на экономику и социальную сферу.

Осуществляя кредитование и гарантии по займам органов исполнительной государственной власти регионов, государство влияет на территориальную структуру в экономике и социальной сфере в сторону ее выравнивания.

Вопрос 2. Гос. гарантии – это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве гаранта по долговым обязательствам третьих лиц. Статус гаранта означает, что он берет на себя обязательства возврата долга в случае, если заемщик не в состоянии этого сделать.

1. Традиционно государство гарантирует вклады населения в сберегательный банк и вклады в организации государственного страхования по накопительным видам страхования.

2. В целях стимулирования, создания и функционирования финансово–промышленных групп предоставляются государственные гарантии при инвестиционном кредитовании.

3. Государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемыми коммерческими банками региональным администрациям.

4. В целях поддержки малого предпринимательства, государство также предоставляет гарантии иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты субъектам федерации.

Гарантии на сумму не менее 200 тыс.дол.

Т.о., государственные гарантии используются государством в целях осуществления политики протекционизма, либо поддерживает население, либо проводит экономическую и социальную политику поддержки и развития территорий.

Гос. кредитование это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве кредитора юридических лиц, органов гос. власти и местного самоуправления, а также нерезидентов, т.е. лиц, находящихся за пределами РФ.

Гос. кредитование осуществляется как внешне, так и внутренне.

Внутренне кредитование – это предоставление заемных средств, ссуд юридическим лицам своей страны, а также органам гос. власти (органам исполнительной власти) и местного самоуправления.

Внешнее кредитование – это предоставление кредитов правительством данного государства правительствам иностранных государств, их юридическим лицам и международным финансово – кредитным организациям.

При гос. кредитовании оформляется кредитный договор, в котором содержатся все условия выдачи кредита.

Гос. кредиты могут быть краткосрочными, которые предоставляются на период не более 1 года в пределах текущего финансового года, и долгосрочными, которые предоставляются на срок больше 1 года и до 30 лет.

Гос. кредиты могут предоставляться, а также возвращаться как в денежной, так и в товарной форме.

Третья форма гос. займов – это такая форма гос. кредита, где государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами выступают резиденты и нерезиденты.

Гос. займы бывают внутренние и внешние.

Внутренние гос. займы – это займы государства в лице органов исполнительной власти у физических и юридических лиц собственной страны, а также у органов гос. власти и местного самоуправления других уровней.

Внешние гос. займы – это такие отношения, в которых заемщиком выступает государство в лице правительства РФ или органов исполнительной власти иного уровня, а кредиторами выступают правительства иностранных государств, их юридические лица и международные валютные финансово – кредитные организации.

Вопрос 3. Гос. займы оформляются в форме эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (государственные облигации и государственные казначейские обязательства).

Наиболее часто используемым видом долговых ценных бумаг является облигация. Облигация – это документ, удостоверяющий отношения займа между кредитором и заемщиком, и дающий право кредитору по истечении установленного срока получить обратно сумму долга, а также проценты по нему.

Классификация гос. займов:

1) По месту размещения все гос. займы делятся на внутренние и внешние.

2) По субъекту эмиссии: - займы правительства РФ или федеральные займы,

Займы национально–государственных и административно–территориальных образований (субъектов РФ),

Займы органов местного самоуправления.

3) По срокам действия различают: - краткосрочные (на период до 1 года), - среднесрочные (от 1 до 5 лет), - долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы берутся, как правило, для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих временных разрывов между доходами и расходами бюджета. По краткосрочным займам, как правило, устанавливаются высокие проценты. Среднесрочные и долгосрочные займы обычно используются на производительные цели, т.е. для инвестирования крупных экономических и социальных мероприятий, для финансирования долгосрочных целевых программ.

4) По субъектам размещения: - займы, размещаемые только для юридических лиц, - займы, размещаемые только среди физических лиц, - займы, размещаемые среди юридических и физических лиц.

5) По форме выплаты доходов: процентные (купонные), выигрышные, с нулевым купоном.

6) По методам размещения: добровольные, принудительные, по подписке.

7) По документированной форме: документальные (облигационные), бездокументарные (безоблигационные).

8) По обеспеченности долговых обязательств: обеспеченные и необеспеченные займы.

Вопрос 4. Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственных и муниципальных заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в узком смысле – это совокупность действий государства по погашению государственных займов, по организации выплаты доходов по займам, по проведению реструктуризации государственного долга, а также по выпуску и размещению государственных займов.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Неэффективное управление государственным долгом ведет к тяжелым последствиям, главными из которых являются:

· Переложение налогового бремени на будущие поколения.

· Перераспределение доходов среди населения.

· Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный долг должен грамотно, целенаправленно регулироваться государством. Главные задачи в управлении государственным долгом состоят в следующем:

1. минимизация стоимости долга;

2. недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства, а также недопущение резкого колебания их курса;

3. обеспеченность своевременного погашения государственного долга;

4. эффективное использование мобилизованных средств и строгий контроль за их использованием.

Задача эффективного использования заемных средств является крайне важной и актуальной.

Приняты два основных показателя, которые характеризуют эту эффективность:

1. эффективность кредита

где П – поступления по системе гос. кредита, Р – расходы по системе гос. кредита.

2. коэффициент обслуживания внешнего долга (2),

где Пл – сумма платежей по внешнему гос. долгу,

V – объем валютных поступлений государства от экспорта товаров и услуг.

Также в рамках управления государственным долгом производится расчет следующих показателей, характеризующих уровень долговой устойчивости государства:

Показатели долговой устойчивости

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации.

Реструктуризация - это комплекс мер по изменению условий и параметров государственных займов, направленных на облегчение долгового бремени для государства или на повышение эффективности займов.

Методы управления долгом .

1. Рефинансирование государственного долга означает выпуск и размещение новых долговых обязательств для привлечения средств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.

2. Конверсия – изменение доходности займа в сторону увеличения или уменьшения.

3. Консолидация – изменение срока займа в сторону увеличения или уменьшения.

4. Унификация займа – это объединение нескольких займов в один с обменом прежних облигаций на новые. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению . Как правило, этот метод используется при проведении денежной реформы. Несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной облигации того же займа. 2 – 5 способы используются только в отношении внутренних займов.

6. Отсрочка в погашении займа – это перенесение срока погашения займа на более отдаленное время. При этом с момента объявления отсрочки и до перенесенного момента заем прекращается.

7. Аннулирование займа – прощение кредитором долга. Долг не подлежит возврату.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

Предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

Предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

Расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

Назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

Передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

Принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.