Внешняя экономическая политика рф. Внешнеэкономическая политика россии на современном этапе

7. Внешняя экономическая политика

Внешняя экономическая политика возникла вместе с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политического и экономического миров в области внешнеэкономической деятельности.

В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономического отношения и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Вообще под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и способности социального субъекта формировать и реализовать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

Итак, ВЭП является интегральным компонентом политики в общем, а также определенной мерой ее детерминантом. Речь идет прежде всего о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической систем общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность на действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере нужд и интересов личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. Внешнеэкономическая политика, выполняя вспомогательную и служебную функции, это, так сказать, второй сторона внутренней экономической политики государства. Укажем, что отделить внутреннюю экономическую политику от внешней очень тяжело, поскольку граница между ними со временем исчезает, а в ХХ ст. все более выразительнее будет оказываться тенденция к их слиянию. Ныне для новых независимых государств, например, расхода на оборону страны не только перегружают государственный бюджет, а и ограничивают возможности динамической внешнеэкономической деятельности. Итак, они обозначаются и на социально-экономическом развитии государства. Вместе с тем ВЭП реализуется в других общественных условиях, чем внутренняя экономическая политика. Это вытекает уже из того, что международные отношения структурно отличаются от внутренних. Важным фактором, который ограничивает ВЭП, есть международные обязательства государств. Итак, ВЭП не может быть лишь продолжением внутренней экономической политики, поскольку имеет определенные специфические признаки, которые отличают ее от внутренней экономической политики. Можно выделить такие признаки ВЭП:

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия

Согласно кейнсианской теории равновесие может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов. Государственное регулирование способно ликвидировать этот разрыв...

Либерализм и неолиберализм в развитии экономической теории

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в поддержке протекционизма, при этом декларируются принципы необходимости открытых рынков. Идея обосновывается правительствами, которые, во-первых...

Забайкальский край расположен на краешке российской земли, там, где проходит государственная граница с двумя государствами Китаем и Монголией, протяженностью почти две тысячи километров. Наш регион -- форпост...

Место региональной экономики в экономической системе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю...

Место региональной экономики в экономической системе

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты...

Особенности экономического развития Великобритании

великобритания экономический политика международный Во внешней политике М. Тэтчер взяла в курс на дальнейшее сближение с США, особенно после прихода к власти Р. Рейгана. Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов...

Роль государства в стимулировании экспорта

Российский монополизм и приватизация

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики...

Россия в эпоху Петра Великого

Северная война: Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721)...

Средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер...

Экономика России на современном этапе (2000-е гг.): проблемы, альтернативы и перспективы развития

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000г...

Экономика Эстонии и Латвии

Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе...

Экономическая политика, экономическая стратегия РФ

Разработка и применение стратегии внешнеэкономической деятельности даёт возможности любой стране обеспечить наиболее благоприятные политические и экономические условия для приспособления национального капитала на международных рынках.

Внешнеэкономическая политика России имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • 1. Направленность на укрепление позиций отечественных производителей;
  • 2. Использование мер по ограждению российской экономики от негативных явлений мирового хозяйства (глобальных мировых кризисов, циклических спадов, нестабильности и колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т. д.);
  • 3. Разработка новых и совершенствование имеющихся инструментов оптимизации и адаптации России в международном разделении труда;
  • 4. Построение внешнеэкономической деятельности на основе отсутствия монополии государства на внешнюю торговлю и её либерализации в соответствии с принципами и требованиями рыночной экономики;
  • 5. Сырьевая специализации в сфере экспорта, которая позволяет одновременно говорить и о достаточно высокой степени открытости российской экономики для зарубежного потребителя, и о высокой степени зависимости экономики нашей страны от внешних рынков;
  • 6. Преобладание фискальной функции государства во внешнеторговой политике по сравнению с регулирующей. Это подтверждается тем, что 40 % доходной части федерального бюджета формируется за счёт таможенных пошлин и сборов.

В основном, потенциал нашей страны реализуется за счёт территориального преимущества и природных ресурсов, которые в нём заложены (нефть, газ, уголь и т. д.)

В итоге, именно на основе топливного, энергетического и сырьевого превосходства строится современная внешнеэкономическая политика нашей страны, что отражено в её основных направлениях:

  • 1. Укрепление позиций на рынке энергоносителей путём увлечения экспорта нефти и газа, а также оказания услуг, напрямую связанных со сферой энергетики на европейских и азиатских рынках;
  • 2. Расширение масштабов добывающей промышленности и обработки сырья; внешнеэкономическая политика россия
  • 3. Существенное увеличение объёмов экспорта высокотехнологичной продукции услуг, за счёт использования технологий иностранных партнеров в ориентированных на экспорт производствах;
  • 4. Совершенствование транспортно-логистической и торговой инфраструктуры;
  • 5. Привлечение и поддержание иностранных инвестиций в обрабатывающие отрасли;
  • 6. Информационная поддержка экспортной и финансовой деятельности российских компаний, инвестирование в приоритетные отрасли различных стран и регионов.

Если рассматривать товарную структуру экспорта РФ за 2013 год (рисунок 1), то можно увидеть, что более 80 % экспорта составляют товары и материалы, принадлежащие к трём основным топливно-сырьевым группам: минеральные продукты, металлы и драгоценные камни, и изделия из них, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

1. Товарная структура экспорта РФ за 2013 год, в %.

Такая топливно-сырьевая наклонность нашей экономики несёт в себе множество негативных структурных последствий, ведёт к усилению хозяйственных диспропорций, углублению социальной и экономической дифференциации регионов, увеличивает экологическую нагрузку, а также провоцирует отток рабочей силы и капитала из отраслей перерабатывающей промышленности в отрасли добывающей. Таким образом, основная доля (2/3) всех национальных ресурсов, включая инвестиционные, сосредоточена в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах.

Одновременно с этим, удельный вес РФ в мировом экспорте товаров высокой степени обработки (машин, оборудования и т. д.) составляет всего лишь 0,4 %. В частности, в российском экспорте доля вывоза этих товаров составляет 12 %. Для сравнения, в Германии этот же показатель достигает 84 %. Это связано, прежде всего, с инновационным, научным и техническим потенциалом нашей страны, который не находит должных средств и путей для реализации, поскольку вырученные от экспорта сырья финансовые ресурсы не направляются на развитие обрабатывающей и лёгкой промышленности, а также разработку соответствующих технологий, а оседают в добывающей отрасли или инвестируются в иностранные акции и компании.

В структуре импорта, представленной на рисунке 2, складывается совершенно иная ситуация.


2. Товарная структура импорта РФ за 2013 год, в %

Поскольку обрабатывающая промышленность развита недостаточно не только для производства товаров на экспорт, но и для собственного потребления, то многое приходится импортировать из-за рубежа, в частности это касается высокотехнологичной продукции. В целом, на импорт данного вида продукции приходится почти 80 %, одноимённый показатель в странах-лидерах колеблется в пределах от 45 до 69 % .

Одним из наиболее значимых признаков внешнеэкономической политики развитых стран является высокая доля импорта именно готовой продукции. Удельный вес развитых стран в экспорте готовой продукции составляет 77 %, а в импорте -- 66 %. Лидерами в торговле готовыми изделиями являются Германия (14,2 %), США (13 %) и Япония (12,9 %). Т. е. та сфера, где развитые и даже некоторые развивающиеся страны (индустриальные страны Юго-Восточной Азии) имеют явное преимущество, которое наиболее полно соответствует современному характеру международных экономических отношений, для России является слабым местом, которое нужно и важно развивать, поскольку иначе за мировыми лидерами не угнаться.

Оценка внешней торговли в стоимостном выражении за последние пять лет дана в таблице 1.

Внешняя торговля Российской Федерации, млн. долларов США

По представленным данным можно сказать, что за период с 2009 по 2013 гг. наблюдается положительная динамика всех представленных показатель. Экспорт вырос на 77,7 %, а импорт почти вдвое (на 90 %). При этом экспорт количественно превышает импорт, что позволяет полностью покрывать расходы на импорт за счёт экспортной выручки, а большую её часть расходовать на финансирование иных целей государства. Соответственно, сальдо внешней торговли также остаётся положительным на протяжении всего рассмотренного периода .

Главными партнёрами России по экспорту являются Нидерланды, Германия, Италия, Северная Корея, Турция и Китай.

Количественное увеличение экспорта происходит за счёт топливно-энергетических ресурсов, по поставке которых наша страна является несомненным лидером на мировом рынке. Но в будущей перспективе, политика государства должна быть направлена на качественное улучшение экспорта на основе обработки тех же природных ресурсов, что позволит выровнять те структурные диспропорции в экспорте, которые имеют место на сегодняшний день.

В отношении импорта можно сказать, что его рост не будет ограничиваться до тех пор, пока внутри страны не будет организовано производство высокотехнологичной готовой продукции и товаров длительного пользования, имеющих высокую конкурентоспособность на мировом рынке. Это возможно, если перенаправить монополистов экспортно-ориентированных производств на переработку добываемого сырья, а не на получение сиюминутной прибыли за счёт его быстрой продажи. В основной массе товары ввозятся в Россию из Китая и Германии.

Оценка внешнеэкономической деятельности нашей страны и её проблем была сделана многими международными организациями.

Так, по мнению Всемирного экономического форума (ВЭФ), наша страна занимает 112 место среди 132 возможных по организации торговли. Исследовательский комитет форума выделил следующие проблемы внешнеэкономической деятельности России: высокие таможенные барьеры и высокая коррумпированность экономики, рейдерство, развитость теневого сектора и криминализация экономики, нарушение условий договоров по поставке продукции. Лишь широкое распространение информационных технологий, по мнению экспертов ВЭФ, можно отнести к положительным аспектам внешнеэкономической деятельности России.

Эксперты Всемирного Банка, наряду с уже названными проблемами, выделили слабую внутреннюю конкурентоспособность российских компаний, которая не позволяет им успешно реализовываться на внешнем рынке, «перекошенность» российской экономики в сторону государственной собственности и госкомпаний-монополистов, неэффективность госаппарата и высокие налоги.

Решение перечисленных проблем представляется возможным засчёт:

  • · Повышения государственного контроля и ужесточения уголовной ответственности за коррупционную деятельность;
  • · Снижения налоговых и административных барьеров для малого и среднего бизнеса (пока Россия находиться на 120 месте в рейтинге по «легкости ведения бизнеса»), что позволит не только успешно и плодотворно развивать частный сектор экономики, но и сократить теневой сектор ;
  • · Активного применения антимонопольной политики, которая позволит развиваться малым субъектам рынка и повышать свою конкурентоспособность.

В решении проблем диспропорциональности экспорта, приоритетными направлениями являются: специализация российской экономики на производстве продукции высокой степени обработки, развитие инновационного рынка и рынка интеллектуальных услуг, ликвидация зависимости России от импорта продукции сельского хозяйства, использование инструментов таможенной и тарифной политики для повышения конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках, привлечение иностранного капитала в отрасли обрабатывающей промышленности, укрепление экономических и торговых отношений с Индией, Китаем, Южной Кореей, Мексикой, Бразилией, Египтом, Саудовской Аравией, Турцией и другими странами Ближнего и Среднего Востока.

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

Одна тенденция - мировая экономика становится все более цельной, единой, связной, взаимозависимой, - медленно, но верно идет формирование единого правового, культурно-информационного и экономического пространства, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, перемещаются капиталы, товары и услуги, создаются возможности для оперативного управления огромными финансово-промышленными империями, части которых разбросаны по всему миру. Этому, как отмечают многие исследователи, способствуют следующие факторы:

Масштаб - рост объемов производства, концентрации и централизации капитала и как следствие появление организационных форм, деятельность которых выходит за рамки национальных границ, приобретая международный характер и способствуя формированию единого мирового рынка;

Организационно-технологический - качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с приложением их в наиболее благоприятных условиях, а также радикальное изменение средств делового общения, ускорение обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности для оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач на международном уровне;

Научно-технологический - определяемый экономическими выгодами использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровней ведущих специалистов для ускоренного внедрения новых решений при относительно малых затратах;

Социологический - проявляющийся в преодолении национальной ограниченности, ослаблении роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствуя международной миграции;

Политический - выражающийся в ослаблении жесткости государственных границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов, а также в усилении "политического единства" мира после крушения СССР.

Все эти тенденции проявляются в развитии внешней торговли России.

Во-первых, происходит ее либерализация, выражающаяся, прежде всего, в уменьшении препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.

Во-вторых, нарастают процессы международной интеграции, проявляющейся в создании и укреплении межгосударственных торгово-экономических блоков - ЕЭС, АСЕАН, НАФТА, МЕРКОСУР, Андской группы.

В-третьих, усиливаются интернационализация, глобализация мирового хозяйства, под которыми большинство экспертов понимают процесс возникновения и развития транснациональных форм хозяйствования, в их рамках определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода стран зависит от решений международных центров, находящихся за их пределами.

В-четвертых, происходит углубление международного разделения труда, межстрановая специализация.

В-пятых, происходящие процессы универсализации, унификации, стандартизации распространяются на всю экономическую и политическую жизнь, стандарты производства и потребления, системы ценностей и законодательные нормы, научно-технический прогресс, что в итоге приведет к формированию единой зоны, единого правового и культурно-информационного поля

В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса, отмечается в мониторинге социально-экономического развития РФ за первое полугодие 2007 года, подготовленном МЭРТ.

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в I полугодии 2007 г. составил 257,2 млрд. долларов США, что выше уровня соответствующего периода 2006 г. на 20,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 218,2 млрд. долларов США (рост на 18,9%), со странами СНГ - 39,1 млрд. долларов США (рост на 29,3%).

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,4%, импорта-37,6%.

Значительное превышение темпов роста импорта (138,5%) над темпами роста экспорта (111,6%) привело к сокращению положительного сальдо торгового баланса в I полугодии 2007 г. на 13,8% по сравнению с I полугодием 2006 года. Темпы роста товарооборота существенно замедлились в связи со значительным снижением прироста стоимостных объемов экспорта.

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Евросоюз: на его долю в январе-мае 2007 г. приходилось 52,1% российского товарооборота (в январе-мае 2006 г. - 56,6%), на страны СНГ - 15,4% (14,4%), на страны АТЭС-18,1% (15,6%).

Изменение географической структуры внешней торговли РФ произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота. Так, с Китаем рост товарооборота происходил за счет увеличения темпов роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви, составляющих около 70% импорта России из этой страны. С Японией и Кореей товарооборот рос за счет опережающих темпов роста экспорта минеральных продуктов, металлов и изделий из них и импорта химической продукции, металлов, продовольственных товаров, машин и оборудования.

Наблюдалось снижение доли в товарообороте России Германии и Италии в связи с сокращением экспорта, обусловленным снижением цен на топливно-энергетические товары и существенным сокращением физических объемов из-за уменьшения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

В январе-мае 2007 года сохранялась сырьевая направленность российского экспорта. Основными товарными группами экспорта были топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

В товарной структуре российского импорта наибольший удельный вес занимали машины, оборудование и транспортные средства. Доля этой группы товаров из стран дальнего зарубежья была значительно выше, чем из стран СНГ, что обусловлено необходимостью обновления производственного оборудования и увеличивающимся спросом населения на товары высокого качества.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-мае 2007 г. составил 166,4 млрд. долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 19,8%. При этом экспорт увеличился на 7,4%, импорт - в 1,5 раза. Сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 52,6 млрд. долларов США и уменьшилось на 19,1%. На долю стран дальнего зарубежья пришлось 84,6% внешнеторгового оборота России, в том числе - 85,1% экспорта и 83,7% импорта. Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия, Нидерланды и Италия, среди основных торговых партнеров из стран Азии-Китай, и Республика Корея.

Товарооборот России со странами СНГ в январе-мае 2007 г. составил 30,3 млрд. долларов США, что выше уровня января-мая 2006 г. на 29,1%, в том числе экспорт - 19,2 млрд. долларов США (рост на 21,7%), импорт - 11,1 млрд. долларов США (рост на 44,4%). Доля стран СНГ в товарообороте России возросла с 14,4% до 15,4%, в экспорте - с 13,4% до 14,9%, в импорте снизилась с 17,2% до 16,3%. Положительное для России сальдо торговли не изменилось. В структуре экспорта в страны СНГ снизилась доля топливно-энергетических товаров в связи с замедлением по сравнению с соответствующим периодом прошлого года темпов их роста. Основными торговыми партнерами России среди стран СНГ продолжают оставаться Украина, Беларусь и Казахстан. На их долю в январе-мае 2007 года приходилось 88,2% внешней торговли в регионе.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Урюпинский филиал

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

«Внешнеэкономическая политика России»

Выполнила:

студентка 2-го курса 2 группы

дневного отделения

факультета СГиЭН

специальности:

«Финансы и кредит»

Павлище Н. В.

Проверил:

к.э.н., доцент

Тажибов А.А

Урюпинск 2010 г.

Введение во внешнеэкономическую политику

    Понятие внешнеэкономической политики

    1. Государственная внешнеэкономическая политика

      Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства

      Стратегические направления внешнеэкономической политики

      Государственное регулирование внешнеэкономических связей

      Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики РФ

      Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации

    Характеристика внешнеэкономической деятельности

    1. Развитие внешнеэкономической деятельности

      Единство государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и приоритет его экономических мер

    Внешнеторговая политика, как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности

    1. Влияние внешней торговли на национальное хозяйство экономики

    Современные тенденции развития международной торговли сырьевыми товарами

    1. Место России в международной торговли сырьевыми товарами

Заключение

Список использованной литературы

Введение во внешнеэкономическую политику

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Из-за применения производственных машин прибыль росла, что предшествовало относительно избыточному капиталу, что решалось его вывозом за границу, Как раз последнее способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. А это свидетельствует, что интернационализация хозяйственных связей обусловлено развитием производительных сил, которые, перерастая национальные рамки, подводят к необходимости интернационализации производства. Для экономического роста и развития слаборазвитых стран в постоянно развивающейся мировой экономике очень важное значение имеет внешняя торговля.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

В числе причин, вызывающих сокращение объемов торговых связей, являются: всеобщий кризис денежной наличности и кассовые взаимные неплатежи; существенные различия в темпах проведения и характере экономических реформ в республиках, отсутствие координации, согласованного механизма и рыночной инфраструктуры на товарных рынках стран СНГ односторонние действия республик в области торговой, таможенной, денежно - кредитной и ценовой политики в отношении с третьими странами без учета интересов стран Содружества; и, наконец, полное отсутствие дисциплины и ответственности в выполнении достигнутых соглашений о взаимных поставках товаров.

Страны СНГ являются гарантированным рынком сбыта российской продукции, не только энергоресурсов и сырья, но и высокотехнологичных изделий. Поэтому необходимо определить экономически оправданные пропорции взаимоотношений во внешнеэкономических связях России, которые бы не позволили их ослабить со странами Содружества до опасных пределов.

Россия импортирует из стран СНГ многие виды сырья, материалы и технику, продовольственные и непродовольственные товары, что составляет 30% их импорта. Падение импорта в последние годы происходило еще более стремительно, чем экспорта. При этом необходимость уплаты долгов России за энергоносители поставками многих товаров, особенно потребительских, осуществляется в виде бартера, что не способствует укреплению рыночных принципов взаимоотношений.

Наибольшая интенсивность товарооборота России сохраняется с Украиной, Белоруссией и Казахстаном, на долю которых приходится 87,3% российского экспорта и 84% импорта со странами Содружества. Для всего Содружества торговля с Россией, несмотря на резкое сокращение, по - прежнему имеет первостепенное значение. Она составляет свыше 50% их общего внешнеторгового оборота, а для Украины, Казахстана и Белоруссии - более 70%. Тем не менее, Россия хотя и не потеряла сегодня, но значительно ослабила свои позиции на территории СНГ.

1. Понятие внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика возникла в одно время с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политических и экономических миров в сфере внешнеэкономической деятельности.

В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономических отношений и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. В целом под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и возможности социального субъекта формировать и реализовывать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

Следовательно, ВЭП является интегральным компонентом политики в целом, а также в известной мере ее детерминантой. Идет речь в первую очередь о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической системы общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность в действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере потребности и интересы личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику.

1.1. Государственная внешнеэкономическая политика

Главная цель - дальнейшая эффективная интеграция России в систему международного разделения труда как важнейшее условие стабильности функционирования национальнойэкономики, экономического роста и завершения реформ.

Последовательная реализация этой цели должна изменить характер интеграции России в мировую экономику, сделать этот процесс управляемым, подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и - что самое главное -направленным на структурную перестройку российской экономики и обеспечение интересов российских участников внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика России будет направлена прежде всего на обеспечение:

    наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;

    разумного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;

    доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, национальное производство которых отсутствует или ограничено);

    благоприятных внешних платежных позиций;

    обеспечения безопасности государства, а также прав и безопасности потребителей;

    соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Набор инструментов для реализации внешнеэкономической политики довольно ограничен. Традиционно наибольший приоритет отдавался тарифной политике. Однако в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой - на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

С этой точки зрения очевидна необходимость приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

Другая причина целесообразности этого заключается в том, что в международной практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений).

Основным инструментом защиты внутреннего рынка должны стать меры, направленные прежде всего на формирование здоровых и разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить "избирательную" защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации из-за наносящего ущерб импорта. Процедуры введения таких мер должны быть простыми и основанными на ясных и хорошо известных критериях. Применение других нетарифных мер регулирования импорта, таких, как стандарты, требования к упаковке, маркировке и аналогичных им должно быть связано исключительно с требованиями безопасности, защиты жизни и здоровья. Должны быть четко разделены функции разработки торговой политики и функции применения мер, включая меры на таможенной границе (и некоторых других административных решений).

Необходимо стремится к транспарентности, гласности и предсказуемости. применения мер внешнеэкономической политики России. Поэтому целесообразно создать механизм специального судебного (или административного) разрешения споров, которые могут возникнуть между экономическими операторами и органами исполнительной власти в связи с решениями, затрагивающими интересы бизнеса в области внешнеэкономических связей. Одновременно административные меры регулирования необходимо свести к минимуму, обеспечивающему разумный контроль государства за осуществлением экономической деятельности.