Власти пересматривают ставки налога на недвижимость и землю. Сколько составит сбор

"Я гражданин Беларуси, однако в России от отца мне остался дом в деревне и приусадебное хозяйство. Надо ли мне платить налоги? Дмитрий К".

Да. Причем в том же размере, что и россиянам. Помимо налога на недвижимость в России также уплачивается земельный налог. А если у вас в России будут доходы, то необходимо заплатить и НДФЛ.

Земельный налог, как и имущественный, является региональным - ставки по нему устанавливают местные органы самоуправления. Начислением земельного и имущественного налогов занимается ФНС, после чего собственник получает уведомление о необходимости уплаты налога с указанием его суммы.

НДФЛ - это налог, который исчисляется с доходов физических лиц в виде процентов. Плательщиками данного налога являются физически лица резиденты и нерезиденты. Резиденты - это те лица, которые находятся на территории России 183 календарных дня или больше в течение года, то есть где-то приблизительно полгода. Нерезиденты - это те, кто находится в России меньше 183 дней в году. Общие ставки НДФЛ: 13% - для резидентов и 30% - для нерезидентов. Обратите внимание: здесь имеется в виду не календарный год, который начинается с января, а именно период в 12 месяцев. Отсчет может вестись и с середины года, и с любого другого дня года.

Удерживают ли с российского пенсионера деньги за доставку пенсии в Беларусь?

"Я российская пенсионерка, собираюсь переехать к детям в Беларусь. Беспокоюсь, сколько с меня будут удерживать за доставку моей пенсии в Беларусь, и что мне надо сделать для ее перевода?Галина Ивановна Тихонова".

Все расходы в этом случае несут соответствующие органы России и Беларуси. Для перевода пенсии необходимо обратиться в Пенсионный фонд России по месту регистрации с заявлением о переводе пенсии в Беларусь.

Российская пенсия в Беларуси выплачивается через банковские учреждения ежеквартально. Выплата пенсий российским пенсионерам осуществляется в национальной валюте Беларуси, то есть в белорусских рублях.

В настоящее время существует несколько способов получения пенсии после выезда на ПМЖ в другое государство. Так, можно поручить получение пенсии доверенному лицу, которое будет переводить пенсию. Денежные средства могут зачисляться также на счет в банке или другой кредитной организации (причем на счет, открытый как самим пенсионером, так и его доверенным лицом) на территории России. В любом случае наиболее удобный для себя вариант получения пенсии следует указать в заявлении, которое подается в расположенное по месту жительства отделение ПФР.

Если организации имеют объекты обложения налогом на недвижимость, они признаются его плательщиками <*> . Проверить правильность исчисления налога либо рассчитать налог по новым объектам – поможет памятка.

Что относится к объектам налогообложения? Это могут быть капстроения (здания, сооружения) (далее – капстроения ) <*> :

— имеющиеся в собственности (хозведении, оперативном управлении);

— подлежащие госрегистрации и учитываемые на балансе до ее проведения;

— взятые в финансовый лизинг у белорусских организаций (если по договору такие капстроения находятся на балансе их получателя);

— взятые в аренду у физлиц или ИП, а также у иностранных организаций, не ведущих деятельность на территории республики через постоянное представительство.

Кроме того, налогообложению подлежат сверхнормативные объекты: объекты строительства, по которым превышены нормативные сроки их возведения.

На заметку
Организации на УСН не уплачивают налог на недвижимость, если общая площадь капстроений — менее 1000 кв.м. Исключение составляют капстроения, сданные в аренду либо включенные в перечень неиспользуемых (неэффективно используемых) (далее – перечень неиспользуемого имущества). По таким капстроениям, а также по сверхнормативным объектам налог на недвижимость уплачивается в общем порядке <*> .

Итак, при наличии объектов налогообложения, организации обязаны исчислить налог на недвижимость. Для этого нужно знать налоговую базу и ставку.

Что является налоговой базой налога на недвижимость? В ее качестве принимается <*> :

остаточная стоимость капстроений – если они отражаются в бухучете (учитываются в Книге – для УСНщиков) в составе ОС и доходных вложений в материальные активы;

учетная стоимость капстроений (стоимость в бухучете (Книге – для УСНщиков)) – в отношении иных капстроений;

стоимость сверхнормативных объектов , слагаемая из прямых и косвенных затрат по строительству.

Обращаем внимание, установлен особый алгоритм определения налоговой базы по капстроениям, взятым в аренду у физлиц и ИП . Так, арендатор должен сравнить договорную стоимость полученного капстроения с одной из стоимостей (по выбору ): оценочной, рыночной или рассчитанной в ином порядке. Наибольшая из сравниваемых стоимостей и будет налоговой базой. Как правило, при отсутствии оценочной или рыночной стоимости арендаторы самостоятельно рассчитывают стоимость капстроения с помощью специальных коэффициентов переоценки зданий и сооружений <*> .

По каким ставкам считают налог на недвижимость? Применяют следующие годовые ставки <*> :

1 % — по капстроениям;

2 % — по сверхнормативным объектам.

При исчислении налога на недвижимость за неполный отчетный год ставку рассчитывают. Для этого годовую ставку делят на 4 квартала и полученный результат умножают на число кварталов, за которые исчисляется налог.

На заметку
Кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.) и товарищества (собственников для обслуживания жилых домов и др.) в части, приходящейся на физлиц — членов кооперативов, товариществ, применяют годовую ставку в размере 0,1 %.

Подчеркнем, по законодательству местные Советы депутатов вправе увеличить (уменьшить) ставки налога на недвижимость. В частности, своими решениями они могут установить к ставке следующие коэффициенты <*> :

до 2,5 — увеличение (уменьшение) отдельным категориям плательщиков;

до 10 — увеличение по капстроениям, включенным в перечень неиспользуемого имущества.

Таким образом, налог на недвижимость исчисляют по формуле:

Каков порядок представления декларации по налогу на недвижимость? Ее положено подать в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее <*> :

20 марта отчетного года — по объектам налогообложения, имеющимся на 1 января этого года;

20-го числа 3-го месяца квартала, следующего за кварталом возникновения обстоятельств, влияющих на налогообложение (появление или выбытие объектов, включение их в перечень неиспользуемого имущества и иные обстоятельства).

На заметку
Срок представления декларации при переходе с 1-го числа 1-го месяца квартала с особого режима налогообложения без уплаты налога на недвижимость на особый режим с его уплатой либо на общий порядок налогообложения — не позднее 20-го числа 3-го месяца квартала, с которого совершен такой переход.

Следует учитывать, если декларацию не подать в установленный срок, могут привлечь к административной ответственности . В частности, должностному лицу организации придется уплатить штраф <*> :

до 1 базовой величины (БВ) – при просрочке до 3 рабочих дней;

2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки (но не более 10 БВ) – если просрочка более 3 рабочих дней.

На заметку
Когда срок представления декларации просрочен до 3 рабочих дней, может быть вынесено предупреждение .

В каком порядке уплачивается налог на недвижимость в 2018 году? По выбору организаций <*> :

единовременно (не позднее 22.03.2018 ) — в размере годовой суммы налога;

ежеквартально (не позднее 22.03.2018 , 22.06.2018, 24.09.2018, 22.12.2018) – в размере 1/4 годовой суммы налога.

Уплачивают налог в бюджет в инспекцию МНС <*> :

по месту постановки организаций на учет;

месту нахождения объекта (по сверхнормативным объектам).

На заметку
За неуплату налога предусмотрен штраф <*> :
на организацию — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ;
должностное лицо — от 2 до 8 БВ.
Дополнительно уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки.

Как учесть исчисленный налог на недвижимость? В бухучете – по дебету счета 25, 26, 44, 90, 91 в корреспонденции с кредитом счета 68 <*> . При налогообложении прибыли – в составе затрат, за исключением налога на недвижимость <*> :

по сверхнормативным объектам;

капстроениям, включенным в перечень неиспользуемого имущества.

Налог на недвижимость – налог, уплачиваемый гражданами РБ и иных государств, а также лицами без гражданства, если они владеют капитальными строениями (их частями) или машино-местами на территории Республики Беларусь. В том случае, если физическое лицо (владелец имущество) сдаёт свою собственной на коммерческой или безвозмездной основе, обязательства по уплате налога перекладываются на тех, кто получает недвижимость в пользование. Владельцы земельных участков платят также земельный налог.

Налог на недвижимость в Беларуси в 2017 году должен быть уплачен на объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности у физических лиц, а также перешедшие в ним во владение по праву наследования. Кроме этого, данный налог следует уплачивать на объекты строительства, которое ещё не окончено, но уже имеет предусмотренные законом части (фундамент, стены, крыша) и на построенные здания, в отношении которых ещё не закончена процедура государственной регистрации в соответствующих органах.

Какие объекты не облагаются налогом на недвижимость

Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает наличие льготных категорий объектов, за которые не надо платить налог на недвижимость. К ним относятся:

  • Квартиры и комнаты, находящиеся в многоквартирных домах. Но если физическое лицо имеет в собственности несколько квартир, то льгота распространяется только на одну из них. Гражданин имеет право выбрать, на какую квартиру он не хочет платить налог, но для определения порядка уплаты он должен подать соответствующее заявление вналоговый орган по месту своего проживания. Если заявление не подать, то гражданин будет автоматически освобождён от уплаты налога на ту квартиру, которая была приобретена раньше.
  • Объекты недвижимости, принадлежащие многодетным семьям.
  • Объекты недвижимости, принадлежащие индивидам, несущим срочную военную службу.
  • Объекты недвижимости, которые принадлежат гражданам, принимавшим участие в Великой Отечественной войне, а также гражданам, которым положены налоговые льготы на основании закона «О ветеранах».
  • Объекты недвижимости, принадлежащие возрастным пенсионерам, а также гражданам, имеющим инвалидность первой или второй группы, но только в том случае, если в этих жилых помещениях не прописаны трудоспособные граждане, не имеющие прав на пользование налоговыми льготами в данном аспекте.
  • Другие категории объектов недвижимости.

В ситуации, когда физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность на объекте недвижимости, льготы на это помещение не распространяются. После того, как происходит процедура выделения долей в объекте недвижимости, владельцы уплачивают налог каждый за свою долю. Если доли не выделены, но объектом недвижимости владеют несколько лиц, налог уплачивается по договорённости.

Перед тем, как рассчитать сумму налога на недвижимость, принадлежащую физическому лицу, следует произвести расчёт . Оценивает стоимость недвижимого имущества по состоянию на первое января местное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. Эта процедура должна проводиться ежегодно. Если по какой-то причине соответствующий орган не определил оценочную стоимость,то налоговая инстанция может взять на себя эту функцию и произвести оценку в соответствии с индексированием расчёта предыдущих лет или исходя из средней стоимости квадратного метра в зданиях такого типа с чётом понижающих или повышающих коэффициентов (населённый пункт, окружающая среда). Налоговая ставка для физических лиц составляет 0,1 процент от оценочной стоимости помещения или постройки. Так, если квартира оценена в 70.000 долларов, то налог на недвижимость в 2017 году будет составлять 70 долларов. Законом предусмотрена возможность поэтапных выплат на случай, если сумма налога на недвижимость оказывается слишком значительной для бюджета собственника. Но полностью налог в любом случае необходимо оплатить до 1 ноября отчётного года.

В случае, если налогоплательщик не считает справедливой рассчитанную государственными органами оценочную стоимость его недвижимого имущества, он может самостоятельно обратиться к уполномоченному оценщику за соответствующим заключением. Это заключение должно быть подано в налоговый орган не позднее 1 ноября года, за который высчитывается налог. Таким образом будет рассчитана рыночная стоимость объекта, и налог будет рассчитываться, опираясь именно на неё.

Налоговые инспекции ежегодно уведомляют физических лиц о сумме начисленного налога на недвижимость до первого августа. Если уведомление по какой-то причине не было получено, за ним стоит обратиться самостоятельно в местную инспекцию Министерства по налогам и сборам.

Смотрите , а также на вторичном рынке жилья.

С 1 января 2016 г. вступил в силу Закон от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» (далее - Закон), которым внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК), в том числе в главы 17 и 18, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налога на недвижимость и земельного налога.

Анализ основных изменений

Налог на недвижимость

1. Сокращен перечень льгот по налогу на недвижимость

1.1. Ограничено применение льготы в отношении введенных в эксплуатацию капитальных строений.

Законом установлено ограничение в применении льготы, предусматривавшей освобождение от налога впервые введенных в эксплуатацию капитальных строений (зданий, сооружений) в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию. С 1 января 2016 года данная льгота не может применяться в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), по которым превышены установленные в проектной документации сроки строительства.

1.2. Сокращен перечень объектов, в отношении которых допускается освобождение от налога на недвижимость.

Изменен подход к применению льгот по налогу на недвижимость по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), используемым в качестве объектов социально-культурного назначения. Ранее объекты социально-культурного назначения освобождались от налога на недвижимость. При этом в связи с отсутствием в законодательстве определения понятия «объект социально-культурного назначения», при применении данной льготы налоговыми органами использовался подход, закрепленный в пп. 9.4.4 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475, согласно которому к отраслям социально-культурной сферы отнесены здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.

С 1 января 2016 года Законом установлен исчерпывающий перечень объектов, которые освобождаются от налога на недвижимость. В частности, к ним отнесены:

Здания, сооружения государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности;

Здания, используемые в сферах образования и здравоохранения;

Сооружения, включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

Здания, сооружения организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Таким образом, ранее действовавшая льгота в виде освобождения от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), используемых в сфере туризма, больше не применяется.

1.3. Отменена льгота по налогу на недвижимость в отношении объектов придорожного сервиса.

Ранее объекты придорожного сервиса освобождались от налога на недвижимость в течение двух лет от даты ввода в эксплуатацию.

2. Изменен перечень объектов налогообложения налогом на недвижимость

2.1. Необходимость уплаты налога на недвижимость в отношении одноквартирных жилых домов и квартир, взятых физическим лицом в лизинг с правом выкупа.

С 1 января 2016 года к объектам налогообложения налогом на недвижимость отнесены также одноквартирные жилые дома или квартиры, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые физическим лицом в финансовую аренду (лизинг) по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп предмета лизинга. Плательщиком налога на недвижимость в данном случае являются физические лица-лизингополучатели, начиная с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имела место такая передача. Соответственно, с указанной даты у организации-лизингодателя прекращается обязанность по исчислению и уплате налога на недвижимость.

2.2. Освобождение от налога на недвижимость сооружений и передаточных устройств .

В качестве объектов налогообложения не будут признаваться капитальные строения (здания, сооружения), их части, классифицируемые в соответствии с законодательством как сооружения и передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств и не учитываемые в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы.

Перечень объектов, относимых к числу сооружений и передаточных устройств для целей определения нормативных сроков службы установлен постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161.

До вступления в силу Закона все сооружения и передаточные устройства приравнивались к капитальным строениям и, соответственно, являлись объектом налогообложения налогом на недвижимость, вне зависимости от того, на каких счетах в бухгалтерском учете такие сооружения и передаточные устройства были отражены.

3. Изменен порядок налогообложения объектов недвижимости, включенных в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества

С 1 января 2016 года на объекты недвижимости, включенные в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, ежегодно утверждаемый областными (Минским городским) Советами депутатов, не распространяются льготы по налогу на недвижимость, установленные НК в отношении отдельных категорий объектов.

Исчисление налога на недвижимость по таким капитальным строениям осуществляется по повышенным ставкам. Так, областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право увеличивать (но не более чем в 10 (десять) раз) ставки налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), включенным в соответствующий перечень. Ранее ставки налога могли быть увеличены не более чем в 5 (пять) раз.

При этом, в отличие от ранее действовавшего порядка, исчисление и уплата налога на недвижимость по повышенным ставкам производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом в котором областным (Минским городским) Советом депутатов принято решение об увеличении ставки налога, а не с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Кроме того, суммы налога на недвижимость, исчисленные по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, включенным в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества, не подлежат включению организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

4. Изменен размер ставки налога на недвижимость в отношении квартир

Увеличены в два раза (с 0,1 % до 0,2 %) ставки налога на недвижимость, подлежащего уплате физическими лицами (в том числе, индивидуальными предпринимателями) с принадлежащих им на праве собственности второй и последующих квартир, находящихся в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах.


Земельный налог

1. Изменен перечень льгот в виде освобождения от земельного налога

1.1. Сокращен перечень освобождаемых от земельного налога земельных участков организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность.

Ранее земельные участки организаций, осуществляющих социально-культурную деятельность освобождались от земельного налога.

При применении данной льготы налоговыми органами использовался подход, закрепленный в пп. 9.4.4 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475, согласно которому к отраслям социально-культурной сферы отнесены здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм. В связи с чем указанную льготу могли применять организации, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта и туризма.

С 1 января 2016 года Законом установлен исчерпывающий перечень организаций, земельные участки которых освобождаются от земельного налога. В частности, к числу освобождаемых от земельного налога отнесены:

Земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;

Земельные участки организаций, получающих субсидии из бюджета, занятые капитальных строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

Земельные участки организаций Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта;

Земельные участки санаторно-курортных и оздоровительных организаций, детско-юношеских спортивных школ, организаций культуры независимо от формы собственности.

Таким образом, поскольку организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма, в данный перечень не включены, то льгота по земельному налогу в 2016 году ими применяться не может.

1.2. Установлена льгота для земельных участков, предоставленных для строительств объектов, включенных в государственную инвестиционную программу.

Земельные участки, предоставленные организациям, осуществляющим за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов строительство объектов, включенных в государственную инвестиционную программу, а также в инвестиционные программы областей и города Минска, освобождаются от земельного налога на период строительства таких объектов.

1.3. Определен перечень не подлежащих налогообложению земельных участков, на которых расположены объекты альтернативной энергетики, .

1) земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии;

2) земельные участки, занятые водохранилищами, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями;

3) земельные участки, предоставленные на период строительства (реконструкции) объектов основных средств, указанных в п. 1-2.

Ранее льгота действовала только в отношении земельных участков, занятых объектами и установками по использованию возобновляемых источников энергии, а также земельных участков, предоставленных на период строительства (реконструкции) объектов и установок по использованию возобновляемых источников энергии.

2. Изменен порядок налогообложения земельных участков, занятых объектами, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества

Установлен запрет на применение льгот в отношении земельных участков, занятых капитальными строениями (зданиями, сооружениями), включенными в перечень включенным неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Областным (Минскому городскому) Советам депутатов предоставлено право увеличивать (но не более чем в 10 (десять) раз) ставки земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества. При этом исчисление и уплата земельного налога по повышенным ставкам производятся с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом в котором областным (Минским городским) Советом депутатов принято решение об увеличении ставки налога.

Суммы земельного налога, исчисленные по повышенной ставке, не подлежат включению организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Кроме того, нормами НК конкретизирован порядок определения площади земельных участков для целей исчисления суммы земельного налога на земельные участки, занятые капитальными строениями, включенными в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Плательщики.

Плательщиками налога на недвижимость признаются физические лица, которым принадлежат здания и сооружения (включая жилые дома, садовые домики, дачи, жилые помещения (квартиры, комнаты), хозяйственные постройки), в т.ч. не завершенные строительством, расположенные на территории Республики Беларусь (далее – здания и сооружения).

По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым физическими лицами в аренду, иное возмездное или безвозмездное использование у физических лиц, плательщиком признается физическое лицо – арендодатель.

По зданиям и сооружениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное использование у физических лиц, плательщиком признается организация – арендатор. При передаче физическим лицом в течение календарного года в аренду, иное возмездное и безвозмездное пользование здания или сооружения (их части) организации налог на недвижимость (далее - налог) физическому лицу исчисляется за истекший период календарного года, включая месяц, в котором была осуществлена передача в аренду, иное возмездное и безвозмездное пользование такого здания или сооружения (их части).

Исчисление налога на недвижимость.

Налог на недвижимость исчисляется налоговым органом физическим лицам исходя из оценки принадлежащих им зданий и сооружений, порядок определения которой установлен Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 (далее - Положение).

Положением установлено, что оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится:

· территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним - согласно оценочной стоимости зданий и сооружений на 1 января текущего года, учитывая коэффициенты качества среды, коэффициенты типа населенного пункта, общие индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ с учетом стоимости материальных ресурсов по областям и г. Минску (далее – оценочная стоимость);

· налоговыми органами:

Расчетная стоимость 1 м2 типового здания или сооружения на начало года ежегодно утверждается местными исполнительными комитетами и не позднее 1 марта текущего года представляется ими в налоговые органы.

Годовая ставка налога на недвижимость для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ установлена в размере 0,1 процента.

Уплата налога на недвижимость.

Уплата налога плательщиками – физическими лицами производится на основании извещения налогового органа не позднее 15 ноября текущего года. В случае вручения такого извещения по истечении установленного срока уплаты, налог на недвижимость уплачивается не позднее тридцати дней с момента вручения извещения.

Порядок предоставления плательщикам - физическим лицам освобождения от уплаты налога на недвижимость регулируется статьей 186 Налогового кодекса.

В частности, освобождаются от налога на недвижимость:

· принадлежащие физическим лицам на праве собственности и используемые для проживания физическими лицами жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных жилых домах. При наличии у физического лица двух и более жилых помещений (квартир, комнат) освобождению от налога подлежит только одно жилое помещение (квартира, комната) по выбору физического лица на основании его письменного заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства, с указанием местонахождения всех принадлежащих физическому лицу жилых помещений (квартир, комнат) в многоквартирных жилых домах.

Таким образом, если физическому лицу на праве собственности принадлежит только одна квартира, то независимо от того, кем используется данная квартира для проживания: самим физическим лицом или физическими лицами, которым данная квартира предоставлена в наем, указанное физическое лицо освобождается от уплаты налога по данной квартире.

· здания и сооружения, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежащие:

Многодетным семьям (имеющим трех и более несовершеннолетних детей);

Военнослужащим срочной военной службы, участникам Великой Отечественной войны и лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».

Также освобождены от налога на недвижимость здания и сооружения, принадлежащие пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими согласно данным похозяйственного учета или домовых книг.

Здания и сооружения, расположенные не по месту постоянного проживания физических лиц, являющихся: пенсионерами по возрасту; инвалидами I и II группы и другими нетрудоспособными физическими лицами; военнослужащими, участниками Великой Отечественной войны и лицами, имеющими право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах», а также здания и сооружения, принадлежащие многодетным семьям и расположенные не по месту их постоянного проживания освобождаются от налога независимо от наличия трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся совместно проживающими по месту постоянного проживания таких лиц согласно данным похозяйственного учета или домовых книг. Однако данная льгота не распространяется на жилые дома, расположенные в населенных пунктах по месту постоянного проживания вышеуказанной категории лиц.

Также освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, расположенные в сельской местности и принадлежащие физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности и работающим:

в организациях здравоохранения, культуры, системы образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности, а также бывшим работникам таких организаций, с которыми трудовой договор прекращен в связи с выходом на пенсию (подпункт 1.21. пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса);

в организациях, расположенных в сельской местности и осуществляющих сельскохозяйственное производство, а также бывшим работникам таких организаций, с которыми трудовой договор прекращен в связи с выходом на пенсию (подпункт 1.19. пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса);

в производящих сельскохозяйственную продукцию филиалах или иных обособленных подразделениях организаций, приобретших в порядке, установленном законодательными актами, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций, а также бывшим работникам таких организаций, с которыми трудовой договор прекращен в связи с выходом на пенсию (подпункт 1.20. пункта 1 статьи 186 Налогового кодекса).

Здания и сооружения, принадлежащие физическим лицам, в том числе не завершенные строительством, освобождаются от налога на недвижимость с месяца, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу исчисление и уплата налога на недвижимость производятся начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором это право было утрачено.

Налоговая база налога на недвижимость

1)Вопрос: Как рассчитывается налог на недвижимость? Что берется за основу?

Ответ: За основу берется оценочная стоимость здания или сооружения, определенная по состоянию на 1 января года, за который производится исчисление налога. Оценочная стоимость может устанавливаться различными способами. В первую очередь, для расчета налога принимается оценочная стоимость, определенная территориальной организацией по регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Если такая стоимость отсутствует, то право определения стоимости объекта недвижимости для исчисления налога на недвижимость законодательством предоставлено налоговым органам.

Налоговый орган имеет право определять такую стоимость двумя способами:

Путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений;

Исходя из расчетной стоимости 1м2 типового здания или сооружения на начало года и общей площади оцениваемого здания либо сооружения, учитывая коэффициенты качества среды и коэффициенты типа населенного пункта – при отсутствии оценочной стоимости здания или сооружения.

Вместе с тем, физическое лицо вправе до 1 ноября года, за который исчисляется налог на недвижимость, представить в налоговый орган заключение об оценочной стоимости объекта недвижимости, выданное соответствующим оценщиком, и тогда за основу для расчета налога будет принята рыночная стоимость такого объекта.

2)Вопрос: Раньше мы платили налог на недвижимость значительно меньше. В прошлом году мы сами за свои деньги благоустроили дом, провели газ, отопление, обложили кирпичом. Теперь мы должны платить больше налог.

Ответ: Налог на недвижимость исчисляется исходя из стоимости здания, соответственно, если увеличилась стоимость здания - увеличился и размер налога.

3)Вопрос: Мы строим дом, пока только стены и кровля готовы. А налог нам насчитали, как за полноценный дом. Правильно ли это?

Ответ: Налог на недвижимость исчисляется с момента 80 и более процентов готовности дома. Процент готовности дома незавершенного строительством для целей налогообложения по заказу физического лица определяется территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по состоянию на 1 января года, за который производится исчисление налога. При отсутствии таких сведений - исчисление налога на недвижимость физическому лицу производится при наличии у дома, который он строит, фундамента, стен, крыши. Если плательщик считает, что у дома нет 80 процентов готовности, то он имеет право обратиться в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимости и предоставить документ, подтверждающий, что дом не имеет 80 процентов готовности. В таком случае налог не будет исчисляться.

Плательщики

1)Вопрос: Я живу в доме, который остался мне по наследству. До сих пор не могу оформить его в собственность, судимся с другими наследниками. А налог на землю и на недвижимость предъявляют к уплате. Слышал, что эти налоги платит только собственник. На каком основании у меня требуют их заплатить?

Ответ: По Гражданскому кодексу, наследник, принявший меры к сохранению имущества, считается вступившим в наследство. В этом случае налог на недвижимость предъявляется такому наследнику, не смотря на то, что на данное наследство претендует несколько человек. Что касается земельного налога, то поскольку документы еще не оформлены, плательщиком земельного налога является физическое лицо, которое непосредственно пользуется земельным участком. Если впоследствии, наследником будет признано иное лицо, то, начиная с момента открытия наследства, налог на недвижимость и землю в отношении указанного имущества будет предъявлен именно ему, а лицу платившему налоги до этого момента налоги будут в установленном порядке возвращены.

2)Вопрос: Я живу в Минске с родителями, но мне бабушка подарила дом в деревне Солигорского района, сама живет в нем, что теперь я должен платить налог на недвижимость и землю?

Ответ: Да, Вы являетесь плательщиком налога на недвижимость в отношении подаренного Вам жилого дома. Что касается земельного участка, то плательщиком земельного налога является лицо, у которого земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении или пользовании. При наличии у Вас льгот в отношении указанных налогов, Вам необходимо представить соответствующие документы в налоговый орган.

Две квартиры

1)Вопрос: Год назад я приобрела вторую квартиру за последние 5 лет. О налоге на недвижимость услышала совсем недавно. Мне его насчитают с учетом пропущенного года? И в каком размере?

Ответ: С момента приобретения второй квартиры Вы являетесь плательщиком налога на недвижимость с одной из принадлежащих Вам квартир по Вашему выбору. Например, если Вы приобрели квартиру в мае, то с июня становитесь плательщиком налога. Уплата налога производится по ставке 0,1 процента от оценочной стоимости выбранной Вами квартиры. Для целей исчисления налога на недвижимость во внимание принимается оценочная стоимость, определенная уполномоченным органом по состоянию на 1 января года, за который производится уплата налога.

2)Вопрос: Если гражданин – пенсионер не по возрасту, имеет две квартиры в г.Минске, должен ли он платить налоги на недвижимость?

Ответ: Учитывая, что у указанного пенсионера в наличии две квартиры, освобождению от налога подлежит только одна из них по его выбору. При этом такая льгота предоставляется ему налоговым органом на основании письменного заявления.

3)Вопрос: Есть ли у меня льготы по уплате налогов, если у меня две квартиры в Минске и Столбцах, а я студент дневного отделения?

Ответ: В данном случае Вы являетесь плательщиком налога на недвижимость. Как следует из Вашего обращения, у Вас в собственности две или более квартиры. Льгота по налогу на недвижимость предоставляется по одной из них по Вашему выбору на основании Вашего заявления, представляемого в налоговый орган по месту жительства.

Квартира и дом

1)Вопрос: Пенсионер по возрасту постоянно проживает один в собственной квартире, расположенной в г.Полоцке. С апреля по ноябрь он временно проживает в собственном жилом доме, расположенном в г.Полоцке. Является ли он плательщиком налога на недвижимость?

Ответ: Не смотря на то, жилой дом расположен в населенном пункте по месту постоянного проживания пенсионера, в отношении данного объекта он не является плательщиком налога, т.к. с ним не проживают трудоспособные лица.

Кроме того, он не является плательщиком налога и в отношении квартиры, не смотря на то, что квартира временно не используется им для проживания в период с апреля по ноябрь.

2)Вопрос: Инвалид 2 группы постоянно проживает один в собственной квартире, расположенной в г.Гомеле. Ему же на праве собственности еще принадлежит жилой дом, расположенный в г.Дзержинске. Является ли он плательщиком налога на недвижимость?

Ответ: В данной ситуации физическое лицо не является плательщиком налога ни в отношении квартиры, ни в отношении жилого дома.

Два жилых дома

Вопрос: Пенсионер по возрасту постоянно проживает в жилом доме (№ 1), расположенном в г. Вилейка и принадлежащем ему на праве собственности. Совместно с пенсионером проживает его трудоспособный сын. Кроме того, пенсионеру на праве собственности принадлежит еще один жилой дом (№ 2), который также расположен в г. Вилейка.

Ответ: В данном случае пенсионер является плательщиком налога по двум объектам недвижимости:

По жилому дому № 1, так как с пенсионером совместно проживает трудоспособный сын;

По жилому дому № 2, так как указанный дом расположен в населенном пункте по месту постоянного проживания этого пенсионера и с ним совместно проживает трудоспособный сын.

Нежилые помещения

1)Вопрос: Я на календарный 2010 год заключил договор аренды с организацией и предоставил ей в аренду гараж. Являюсь ли я плательщиком налога на недвижимость в 2010 году?

Ответ: В данном случае плательщиком налога на недвижимость в отношении гаража признается организация – арендатор начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором гараж был передан в аренду.

2)Вопрос: Имею в собственности в г.Минске два гаража, являюсь пенсионеркой по возрасту. Надо ли мне платить налоги на землю и недвижимость?

Ответ: Вы имеете льготу по налогу на недвижимость в отношении двух гаражей и земельному налогу, т.к. являетесь пенсионером по возрасту.