В суде подтвердили: платить за свет в подъезде должны все. Правила создания качественного освещения в подъезде и номативы Кто оплачивает электроэнергию в подъезде

В некоторых регионах управляющие компании начали включать в счета суммы за общие расходы ещё год назад. Несовершенство законодательства давало мошенникам простор для поборов. В одном из районов Екатеринбурга каждая квартира оплачивала дополнительно 200 кубов воды, до тех пор пока дом не написал жалобу депутату. УК попросту делала приписки, не основываясь ни на каких показателях. А жители одного из домов Магадана оплачивали несколько лет общедомовое электричество за магазины, расположенные на первом этаже. Коммунальщики обманывают нас на каждом шагу, пользуясь повальной неграмотностью населения в вопросах ЖКХ.

Давайте разбираться: что входит в общедомовые расходы и как их надо оплачивать по-новому.

Дворник берёт воду для мытья лестниц, окон, лифта, поливает газон и асфальт в жару. Электричество горит в подъезде, подвале, поднимает лифт. Батареи, у которых так любят погреться подростки, отапливают лестничные клетки. Вот теперь за все эти блага надо платить отдельно.

«Требование платить всем - нанимателям и собственникам жилья за общедомовые расходы воды, света, тепла, газа - содержится в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Правила были утверждены Правительством РФ 6 мая 2011 г. Но вступление в силу некоторых положений было задержано. И вот час расплаты настал», - говорит председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Как разделят

Платить за «общие» ресурсы мы будем не поровну. И не по числу прописанных в квартире. Главный критерий - площадь вашей квартиры. Например, у вас «двушка» 50 м², и находится она в девятиэтажке общей площадью (сумма площадей всех квартир, подвалов, лестничных клеток и пр.) 5000 м². Таким образом, благодаря простой арифметике ваша квартира составляет 1/100 доли от площади всего дома. Значит 1/100 от суммы трат на общие нужды дома вы обязаны заплатить.

Как и кто будет считать эти траты? В доме должны быть установлены общедомовые счётчики: тепла, газа, воды, электричества. В квартирах (по закону) тоже. Из показателей общедомовых приборов вычитают сумму показателей, собранных со всех квартирных счётчиков. Полученный результат и есть общедомовые траты. А если не во всех квартирах есть счётчики? Тогда УК считает потраченные ресурсы исходя из нормативов потребления, которые в каждом регионе свои. Их утверждает правительство региона, в платёжке эти цифры будут указаны. Причём нормативы для квартиры и для общих нужд - разные.

Лучше по счётчику

Платить по счётчику выгоднее, чем по нормативам, поскольку они всегда завышены. Поэтому потребуйте от УК установить в доме приборы учёта, если их ещё нет. Можно договориться с соседями об экономии. Отключить батареи в подъезде, поставить на лестничных пролётах энергосберегающие лампы или датчики движения, включающие свет «по требованию».

Выбрать совет дома из трёх человек, которые вместе с УК будут снимать показания с общих счётчиков. Помните, что увеличить «общие» расходы могут чужие квартиранты, потребляющие воду вдесятером, а оплачивающие по нормам за одного хозяина. Если вы уверены, что вас всё же обсчитывают, - обращайтесь в жилинспекцию и прокуратуру.

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования, как происходит расчет этого расхода, кто должен оплачивать потери электроэнергии, возможна ли установка счетчика электроэнергии в подъезде и другие вопросы по теме освещены в рамках представленной статьи.

Освещение мест общего пользования услуга жилищная или коммунальная?

В соответствии с жилищным законодательством все услуги, предоставляемые жильцам, разделены на жилищные (связанные с содержанием и ремонтом общего имущества в многоквартирном доме) и коммунальные (связанные с подачей в дом коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии).

Ранее собственники помещений в многоквартирных домах оплачивали энергоснабжение мест общего пользования по жилищной услуге в составе «содержание и ремонт жилого помещения».

Минрегион России письмом от 18.06.2007 № 11356-ЮТ/07 разъяснил, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Позиция Минрегиона была подтверждена решением Верховного суда Российской Федерации. Действительно, на освещение мест общего пользования, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, требуется коммунальный ресурс — электроэнергия. И расходы на ее оплату должны нести собственники помещений в данном доме.

Какой нормативный правовой акт обязывает жильцов многоквартирных домов оплачивать потребление электроэнергии в местах общего пользования?

Их два. Это Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила № 307) и Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила № 530). Согласно этим документам вся электроэнергия, поступившая в многоквартирный дом, должна быть оплачена в полном объеме жильцами дома.

Что включает в себя расход электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома?

Освещение и другое энергопотребление межквартирных лестничных площадок, лестниц, чердаков, подвалов, электропитание домофонов, усилителей телеантенн коллективного пользования и другого имущества, придворовое освещение, все объекты, находящиеся на участке земли, принадлежащем собственникам данного дома и присоединенные к внутридомовой электрической сети (детские или хоккейные площадки и т.п.)

Как происходит расчет расхода электроэнергии в местах общего пользования для жильцов многоквартирных домов?

Порядок определения объемов электрической энергии, использованных на общедомовые нужды, находится в непосредственной зависимости от наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета или его отсутствия.

При отсутствии общедомового прибора учета электрической энергии мест общего пользования оплата производится в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека и на работу лифтового оборудования — 7 кВтч в месяц на 1 человека.

При наличии коллективного (общедомового) прибора учета объем электроэнергии, использованный на общедомовые нужды, определяется следующим образом: от показаний коллективного прибора учета вычитаются показания поквартирных счетчиков (если их нет, то нормативы индивидуального потребления). То, что в итоге остается, и определяет расход электроэнергии в местах общего пользования, который затем распределяется между жильцами жилых помещений пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Когда в доме установлен общедомовой прибор учета, величина объема электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, в каждом месяце бывает разной и зависит от фактического потребления.

Как в связи с новой формой расчета оплаты за электроэнергию мест общего пользования будут учитываться потери и кто их должен оплачивать?

Правила № 530 регламентируют, что количество приобретаемой электрической энергии для многоквартирного дома определяется на границе балансовой принадлежности по коллективному (общедомовому) прибору учету. Величина данных потерь определяется исполнителем коммунальных услуг () как разность между объемом электрической энергии, определенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Таким образом, оплачивать разницу между показаниями общего коллективного счетчика на вводе дома и суммой показаний счетчиков в квартирах, согласно Правилам № 530, а также Жилищному кодексу РФ (статья 39) должен потребитель.

Но в расчет за электроэнергию мест общего пользования попадает и похищенная недобросовестными жильцами электроэнергия. Почему за них должны оплачивать другие жильцы?

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 № 491(далее — Правила № 491) собственники жилья отвечают за оборудование внутри дома, в том числе за внутридомовые сети, которые привести в порядок обязана ваша управляющая компания. Именно она должна содержать внутридомовые сети в порядке. Добивайтесь от нее более качественного обслуживания, если оно вас не устраивает, меняйте управляющую компанию или берите управление домом в свои руки путем непосредственного управления или, создав .

В жилых домах имеются нежилые помещения (магазины, клубы и т. д.), в которых осуществляется предпринимательская деятельность. Как эти помещения производят расчеты за потребленную электроэнергию, кто осуществляет контроль?

В нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных жилых домах, имеются приборы учета электроэнергии. В основном эти приборы включены в общую систему электроснабжения, и при расчетах из показаний общедомового счетчика показания счетчиков в нежилых помещениях должны вычитаться.

Договоры на энергоснабжение собственники или арендаторы нежилых помещений заключают с энергоснабжающей организацией самостоятельно, но контроль за потреблением электроэнергии в данном случае осуществляет энергосбытовая компания и управляющая организация, так как именно она, как представитель собственников жилых помещений, разрешает присоединение предпринимателя к внутридомовой сети.

Возможна ли установка счетчика в своем подъезде?

Установить счетчики только на свой подъезд, конечно же, могут жильцы, чтобы четко проследить электропотребление в своем подъезде, но к расчету такой счетчик не будет приниматься ресурсоснабжающей организацией, так как согласно Правилам № 307 продают электрическую энергию как товар на границе балансовой принадлежности по основному коллективному прибору учета.

В нет понятия подъезд, а есть понятие многоквартирный дом, поэтому несмотря на то, что в вашем подъезде и будет установлен прибор учета, электроэнергия, отпущенная на общедомовые нужды, будет учитываться по основному коллективному (общедомовому) прибору учета и распределяться пропорционально потреблению электроэнергии каждой квартирой.

Однако отметим, что показания подъездных приборов учета, если они только будут установлены абсолютно во всех подъездах дома, помогут в поиске несанкционированного отбора электроэнергии (воровства).

Если человек не является собственником жилого помещения, а проживает в квартире по социальному найму и, соответственно, платит за найм. Правомерно ли в этом случае брать плату за электроэнергию мест общего пользования?

Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.

Поэтому наниматель по договору социального найма обязан платить за коммунальные услуги, в том числе и за освещение мест общего пользования.

Многие вычеркивают из своих квитанций новую строку, чтобы как раньше платить только за электроэнергию, потребленную в квартире. Правильно ли это?

Электроэнергия мест общего пользования — неотъемлемая часть платежа за электроэнергию. Исключая из платежа сумму оплаты электроэнергии мест общего пользования, жильцы будут накапливать долг. А к должникам применяются все законные меры воздействия, в том числе и ограничение подачи электроэнергии.

Если одни жители не платят за расход электроэнергии в местах общего пользования, их долги разбиваются на других жителей дома?

Ни в коем случае. Каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете жильца.

Как уменьшить расходы жильцов по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов?

Для уменьшения расходов собственников по оплате электрической энергии, поставляемой на общедомовые нужды многоквартирных домов, рекомендуем жильцам осуществить следующие мероприятия:

  • В рамках заключённого договора управления многоквартирным домом обязать управляющую организацию, отвечающую за обслуживание внутридомовых электрических сетей, провести ревизию внутридомового электрического оборудования с целью:
    • выявления фактов несоответствия приборов учёта требованиям технических регламентов;
    • выявления фактов подключения нежилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, с нарушением порядка учёта электрической энергии, повлекших за собой искажение данных о фактической величине потребления электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов;
    • выявления фактов воровства и хищений электрической энергии.
  • Возложить на управляющую организацию обязанности по замене приборов учёта, не отвечающим требованиям технических регламентов, по изменению схемы энергоснабжения нежилых помещений и выведению коммерческого учёта поставленной в нежилые помещения электрической энергии из-под общедомового учёта, по составлению актов об установлении фактов воровства и хищений электрической энергии, пресечению выявленных фактов и обращению в органы внутренних дел с требованием о возбуждении уголовных дел в отношении виновных лиц.
  • Приведение в надлежащее исполнение обязанностей со стороны всех собственников помещений многоквартирного жилого дома по своевременному и правильному снятию показаний индивидуальных (поквартирных) приборов учёта электрической энергии, а также по своевременной передаче полученных данных в адрес гарантирующего поставщика.

Актуальные объявления о недвижимости:

Опишите жалобу:

Пожалуйста, напишите своё сообщение.

Неправильное кодовое слово.

Ваша заявка успешно отправлена

В ближайшее время мы с вами свяжемся.

После публикации в «Курьере» статьи об оплате электроэнергии в местах общего пользования вопросов у бердчан к «Сибирьэнерго» и управляющим компаниям меньше не стало

По теме я обращалась в государственную жилищную инспекцию и задавала вопрос «Сибирьэнерго» во время онлайн-конференции. Вот что мне ответили.
Вопрос от Людмилы Ивановны (Бердск, Северный микрорайон, д. 19):
В доме имеются общедомовые и индивидуальные приборы учета электроэнергии. В 219 квартирах прописаны около 150 человек. Управляющая компания расчет по распределению оплаты за электроэнергию в местах общего пользования (МОП) производит по показаниям общедомовых счетчиков, распределенных на количество зарегистрированных.
Отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей поясняет, «что места общего пользования — это не только лампочка в подъезде, это доставка по существующим в доме сетям ресурса. Чем больше индивидуальный потребитель использует электроэнергии, тем больше износ электрических сетей и тем больше потерь в этих сетях».
Федеральная служба по тарифам рекомендует распределять потребленный объем электроэнергии в местах общего пользования в многоквартирном доме так:
из общего объема потребленной электрической энергии, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета, в первую очередь вычитается объем электроэнергии, потребленный юридическими лицами, расположенными в многоквартирном доме. Потом объем электроэнергии, потребленный в квартирах. Оставшийся объем электроэнергии распределяется пропорционально квартирному потреблению среди жильцов, имеющих индивидуальные счетчики.
С таким алгоритмом распределения можно согласиться, но УК принимает за основу «прописку», которая не отвечает реальной действительности. В арендованных квартирах и купленных по ипотеке, как правило, не прописывают, а люди живут и пользуются электроэнергией, следовательно, бремя технических потерь в сетях и МОП переносится на прописанных. А эти потери значительно больше, чем потребление лампочкой на площадке. Мои дети прописаны со мной, но живут отдельно в Москве и Новосибирске, где платят за съемные квартиры.
Почему управляющая компания не применяет более справедливую формулу распределения электроэнергии в МОП, рекомендуемую нормативными документами? Собрания не проводятся. Обращение по электронной почте осталось без ответа. Очень надеюсь получить компетентное разъяснение.
Ответ из госжилинспекции:
Частью 1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ определена обязанность собственников жилья ежегодно проводить собрания. Кроме того, инициатором созыва общего собрания может быть исключительно собственник жилья.
Алгоритм начисления платы за коммунальные услуги изложен в приложении №2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением правительства №307 от 23.05.2006 года.
Защита нарушенных прав в части ценообразования по мнению Государственной жилищной инспекции Новосибирской области возможна в судебном порядке.

На подобный вопрос в «Сибирьэнерго» ответили более чем лаконично:
«В ответ на ваш вопрос сообщаем, что количество потребленной на общедомовые нужды электроэнергии должно определяться в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными постановлением правительства РФ №307 от 23.05.2006 года.
УК обязана выполнять закон?

В полученных ответах дается ссылка на постановление правительства РФ №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
За январь и февраль я заплатила за электроэнергию по счетчику 316 рублей и за места общего пользования (МОП) 305 рублей, потому что УК СКС производит расчет по числу прописанных в квартире. В нашем доме №19 в микрорайоне Северном 219 квартир, а прописанных 151. Только в квартирах на нашей площадке живут 10 человек, а прописаны из них 4. Если внимательно посмотреть на цифры 219 и 151, то станет понятно, что
постановление №307 учитывает этот фактор, предлагая начисление за МОП производить пропорционально показаниям индивидуальных электросчетчиков.
УК СКС упорно не желает производить расчет по алгоритму, расписанному в приложении 2 постановления №307. Об этом свидетельствует то, что Татьяна Грекова в интервью «Курьеру» даже не упоминает этот вариант.

Официально

Из Приложения N2 к правилам предоставления коммунальных услуг гражданам

Расчет размера платы за коммунальные услуги

3. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:
1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле 3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле:

Где:
V — объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды,
D — горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
V n.p — суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах — общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
V n.n — суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час);
V i.p — объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах — общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
T ky — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения — руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).

Мы знаем, как платить за свет в подъезде! Может быть, УК СКС не знает, что постановления
правительства они обязаны выполнять? Хотелось бы прочитать ответ на этот вопрос в следующем номере газеты.

С уважением, Людмила Ивановна , жительница Бердска

СКС отвечает
Генеральный директор ООО РКЦ СКС Татьяна Грекова считает, что ответ на свой вопрос должны дать сами жильцы дома:

-Жители должны сами выбрать способ начислений платы за электроэнергию на освещение МОП: исходя из числа проживающих в доме жителей, путем распределения на общую площадь дома, на количество квартир в равных долях. Для этого нужно провести общее собрание собственников помещений дома и провести голосование, можно в заочной форме. С другой стороны, многие квартиры дома сдаются внаем, и соответственно в этих квартирах живут незарегистрированные граждане, а платить за них приходится остальным жителям. Для того чтобы плата начислялась и на этих жителей, старшим по дому необходимо создать комиссию из жителей дома и составить акты о проживании незарегистрированных граждан, эти акты сдать в УК. А там пусть собственники этих квартир и наниматели, проживающие в них, сами разбираются, кто из них будет платить за коммунальные услуги, в том числе и за электроэнергию в МОП. Жителям нужно как-то организовываться и самим брать в свои руки решение проблемы, а управляющие компании всегда окажут помощь.

Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще - за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше - в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется - учитывается фактический расход. Если больше - заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется - сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания - платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием - можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика - так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Коммунальщики могут поплатиться за то, что наживались на жителях, которых подрядились обслуживать. Сотрудники прокуратуры прокуратуры Свердловской области проверили работу управляющей компании «Фонд Радомир» и выяснили, что те «мухлюют» с тарифами на электроэнергию, заставляя горожан переплачивать. Кроме платы за свет в своих квартирах, клиентов «Радомира» заставляли отдельно оплачивать работу подъездных лампочек и дворовых фонарей. Получался такой вот двойной тариф, который прокуратура посчитала незаконным.

Поводом для ревизии стали неоднократные жалобы жителей одного из домов по улице Блюхера.

Проверка показала, что работники ООО «Фонд Радомир» предъявляли к оплате счета за электроэнергию, потребленную по общедомовым приборам учета. А по закону затраты на оплату электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения мест общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, уже включены размер платы за жилищные услуги, - рассказали в пресс-службе прокуратуры Свердловской области.

Неделю назад Чкаловский суд Екатеринбурга удовлетворил иск прокуратуры и Роспотребнадзора по делу о взимании с жителей платы за общедомовое потребление электроэнергии. Судья встал на сторону жильцов, постановив исключить из коммунальных квитанций новую строку. Суд руководствовался тем, что плата за свет в подъездах и дворах уже входит в строку "Содержание жилья", поэтому выставление отдельных счетов незаконно.

Новая строка "Электроэнергия. Общедомовой учет" появилась в квитанциях жителей Чкаловского района в 2008 году. Тогда граждане обратились с жалобами в прокуратуру и Роспотребнадзор, а те, в свою очередь, подали иск в суд. Чкаловский суд удовлетворил иск, однако УК "РЭМП УЖСК" и ООО "Единый расчетный центр" попытались оспорить решение кассационной инстанции. Областной суд вернул дело в райсуд на повторное рассмотрение. Однако окончательная точка еще не поставлена.

С похожей проблемой в 2009 году столкнулись и жители Верх-Исетского района. УК "Верх-Исетская" выставила жителям ВИЗа счета, включив в них плату за общедомовое потребление коммунальных ресурсов в 2008 году. В баснословные суммы также была заложена оплата технологических потерь, образовавшихся при эксплуатации домовых и придомовых коммуникаций. Квитанции с новыми расчетами получили даже те граждане, квартиры которых оборудованы счетчиками. Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга также обратилась с заявлением в суд, но иск был отклонен. Сейчас в прокуратуре готовят новые обращения.

Кто же прав? В каких случая управляющая компания вправе включать в общий счет платеж за электроэнергию, используемую для освещения подъездов?

Александр Лаврентьев, заместитель генерального директор ГК "Юрэнерго" :

В соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" изложенных в пунктах 19-23, порядок расчета платы за коммунальные услуги определен в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета и производится в соответствии с формулами указанными в Приложении N 2 к Правилам.

Из состава формул, а так же согласно статье 158 Жилищного кодекса следует:

  • собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения
  • участвует в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения

Таким образом, собственники (наниматели) помещений в многоквартирном доме оплачивают (компенсируют) расходы на освещение их многоквартирного дома, а так же потери энергии во внутредомовых сетях пропорциональной своей доле.

Следовательно, при определении виновности или неосновательного обогащения управляющей компании необходимо выяснить, было ли на самом деле задвоение оплаты? Или управляющая компания просто разделяла коммунальную услугу на две её составляющих – стоимость фактического потребления энергии конкретной квартирой и стоимость потребления энергии на освещение подъездов, лифтов, площадок пропорционально доле данной квартиры.

Подобное разделение, например, находит свое отражение в пункте 89 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".

«89. Исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации)

  • для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения
  • использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме)
  • а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.»