Ресурсный метод расчета смет. Принципы и методы формирования цен в строительстве Ресурсный метод когда вступает в силу

Ответы на вопросы по сметному делу, реформе ценообразования, ФГИС, ресурсному методу

В апреле этого года - как никогда огромное количество обращений, писем, звонков с просьбами дать разъяснения о том, ЧТО происходит?

Что это за реформа такая сметного дела, когда переучиваться нужно будет всем? Когда наконец-то заработает "злополучный ФГИС", из которого все хотят попробовать брать цены для ресурсного расчета? Как быть с транспортными? Что будет с базами ФЕР-2017 и ТЕР, ТСН-Москва и ведомственными? Что за новые проекты методик МДС? Что будет взамен МДС 81-35.2004? Обо всём этом и конечно реализации в любимой "Гранд-смета" сегодня в кратком обзоре по итогам бесплатного семинара и в День сметчика.

В этот раз мероприятие мы проводили с участие лектора МГК "Гранд", ведущего специалиста головного учебного центра Группы компаний "Гранд" - Артёма Басова.

Было очень много коллег не только из Ярославского, но и других регионов. Всем, как и обещали подарили памятные подарки и сделаем рассылку по итогам семинара. Отрадно, что коллеги приезжают к нам не только на платные семинары (из Москвы, Костромы, Вологды и даже Иркутска!), но и бесплатные.

А рассказать и показать было что... Экспертный обзор изменений законодательства, переход на ресурсный метод расчёта, как использовать ФГИС ЦС.

Проект новой Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, которая должна быть утверждена взамен МДС 81-35.2004 – внесены очень важные уточнения как раз по поводу расчёта стоимости перевозки материальных ресурсов.

Рассмотрели конкретный пример, как можно составить локальную смету в " " по сборникам ГЭСН из нормативной базы в редакции 2017 года, после чего взять сметные цены ресурсов, размещённые во ФГИС, выполнить с ними все необходимые действия и в результате получить итоговую сметную стоимость ресурсным методом.

Всё это помогли обобщить и разъяснить участникам сотрудники компании "Галактика ИТ" - Софья Казнина, Анна Лебедева.

Рассказали и о том, чем мы можем быть полезны. Например, о специалистами нашей компании, Следите за рассылкой!

" " - это великолепный продукт, наиболее распространённый в регионах России и самый-самый спрашиваемый у нас:) В этом продукте внедряются все новшества и производится оперативная доработка под меняющееся законодательство, методы расчёта и др. "задумки" Минстроя. А мы будем вашими проводниками и квалифицированными консультантами не только оп использованию "Гранд-смета", но и по всем сметным вопросам. Предлагаем заключить договора лицензионного обслуживания .

Мы благодарны тем, кто регистрировался на семинар (они получат конспект семинара и дополнительные материалы с ответами на вопросы на электронную почту) и всем тем, кто пришёл.

Вот лишь некоторые вопросы с ответами

Вопрос:

Хотелось бы увидеть пример расчета с помощью ФГИС ЦС. Как это будет применимо для регионов, где есть ТЕР. Что будет основным: ГЭСН, ТЕР или ФЕР при расчете объектов в бюджете?

Ответ:

В связи с тем, что во ФГИС ЦС до сих пор нет самого главного - цен, мы можем Вам предложить только вариант примерного расчета в предложенных материалах по итогам (рассылались всем участникам). Основной базой пока будет база ГЭСН, т.к. именно она предназначена для ресурсного расчета. Есть мнение, что в начале будут использовать базу ГЭСН-2017, объединив её с другими ведомственными базами. Только в 2018 году по заявлению «Главгосэкспертизы» планируется разработать 1184 новых сметных норматива. Планируется создать единую государственную сметно-нормативную базу по результатам осуществления мероприятий, предусматривающих взаимодействие Минстроя России, правительства Москвы и отраслевых компаний. Это позволит учесть все лучшее, что уже есть в федеральной, региональных и отраслевых сметно-нормативных базах.

Важный момент: до момента размещения во ФГИС сметных цен строительных ресурсов можно применять все ранее утверждённые и действующие сметные нормативы!

Вопрос:

Когда планируется переход на ресурсный метод расчета смет, будут ли в открытом доступе пособия по этой методике?

Ответ:

К сожалению, что на уме у Минстроя сказать сложно, но скорее всего все идет к тому, что будет одна база , включающая в себя все отраслевые и ведомственные сборники, возможно территориальные. По заявлениям Минстроя – переход планируется 30 сентября 2018 г . Правда пока что это всего лишь «заявления» . Документов на этот счет нет J Что касается пособий, то вопрос сложный, скорее всего будет вариант расчета, описанный в методике. В любом случае мы будем держать «руку на пульсе» и разработаем необходимые курсы, пособия и разъяснения для своих клиентов. Следите за рассылкой! Т.к. никто не сможет заблокировать ваши электронные почты;)

Вопрос:

Интересуют все новые изменения и дополнения. Реформирование системы ценообразования в строительстве. Спасибо

Ответ:

Следите за информацией на нашем сайте, мы всегда публикуем самую свежую и "горячую" информацию. Вы можете так оформить подписку на авторскую рассылку « », вступить в закрытую группу на Facebook , читать наш Telegram-канал , или просто написать на электронную почту свой вопрос. Постараемся помочь и держать в курсе.

Правительством РФ в 2016 году запущена «Реформа ценообразования в строительстве». Регламентируется она двумя основными законами:

  • Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"»
  • Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

    Само название «Реформа» уже говорит само за себя: реформа – это всегда достаточно глобальные преобразования и изменения в какой-либо сфере. В данном случае - в сфере сметного ценообразования. И хотя на сегодняшний день масштабные изменения еще не вступили в силу, сметчики работают «по-старому» - как правило, составляют сметы базисно-индексным методом. Но тем не менее вряд ли можно встретить сметчика, который ничего не слышал о грядущей реформе. Понятно, что у реформы есть и сторонники, и противники. В сети интернет и в тематических печатных изданиях периодически обсуждается данный вопрос, эксперты сметного и строительного сообщества высказывают свои, часто противоречивые, мнения. Читая такие статьи, рядовой сметчик, мягко говоря, приходит в замешательство. Ведь становится ясно, что даже «рулевые реформы» не полностью представляет, когда и как реформа заработает. Об этом свидетельствует и неоднократное «сдвигание» сроков. Но то, что реформа состоится, уже ни у кого не вызывает сомнений. И хоть есть крылатая фраза: «Не дай Вам Бог жить в эпоху перемен!», но в то же время нужно понимать, что мы живем в современном мире, где все меняется. И сметное дело тоже не может стоять на месте. Давайте рассмотрим, что же представляет из себя «Реформа ценообразования».

    Ключевыми особенностями реформы является: переход на ресурсную модель определения сметной стоимости, а также появление Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

    Переход на ресурсный метод отражен в новых методических документах. С переходом на ресурсный метод составления смет будет отменен основной норматив по сметному делу МДС 81-35.2004 “Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации”. На данный момент выпущен проект новой «Методики», в п. 3.1.6. которой сказано «Сметные расчеты, включаемые в сметную документацию, разрабатываются ресурсным методом с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.», а в п.3.4.19 сказано «Сметная цена материального ресурса принимается на основании информации, размещенной во ФГИС

    В завершении статьи хочется привести цитату из интервью экс-министра строительства Михаила Меня. Вот как он отзывается о вводе ФГИС ЦС:

    «Ресурсный метод, к которому мы создадим предпосылки, создав эту государственно-информационную систему, оценивает и ежеквартально мониторит стоимость всех строительных ресурсов. Это и строительные материалы, это и заработная плата в отрасли, услуги машиномеханизмов и плюс логистика. С сентября эта схема заработает. Ей смогут пользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет в открытом доступе в интернете. Это действительно полезная вещь для всех, и она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное .».

    Получается, что стремились уйти от «приблизительности» в расчетах базисно-индексным методом, но и в ресурсном методе ценообразование «все равно будет приблизительное».

    Интервью было дано в июне 2017г и тогда анонсировался срок, когда система заработает – сентябрь 2017г. Но, как мы видим, система пока не заработала. Ранее было выпущено Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Постановление устанавливало, что сметные цены строительных ресурсов, определенные по результатам мониторинга, должны быть размещены в ФГИС ЦС 15 декабря 2017г. Позже вышло Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2018 г. N 514 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452” В данном Постановлении дата размещения цен строительных ресурсов значится "начиная с 2019 года"».

    Как будет складываться ситуация в дальнейшем – покажет время. Но ясно одно: теперь, чтобы быть в курсе всех нововведений, сметчики постоянно должны отслеживать актуальную информацию, следить за выходом новых Постановлений и нормативных документов. Понятно, что сметчикам понадобится повышать свою квалификацию, приобретать новые знания и практические навыки. Сметчики справятся, в этом сомнений нет, только для этого необходима четкая информация, четкие задокументированные методики составления смет «по-новому», отлаженная работа системы ФГИС ЦС. Если все это будет, то есть надежда, что «Реформа» пойдет на пользу всем участникам строительной отрасли.

    Переход на ресурсный метод расчета стоимости строительных работ вызывает много вопросов у строительного сообщества. Как и любое нововведение, оно требует серьезной перестройки привычных схем работы, внедрения новых понятий и инструментов. И пока ответы есть далеко не на все вопросы что вызывает беспокойство у тех, кому в скором времени по новой методике работать и жить. Или не жить.

    Отсидеться не удастся

    Как известно, еще в 2016 году Правительство РФ приняло постановление «О реформе ценообразования в строительстве». Провозглашался переход калькуляции стоимости строительных работ с индексно-базисного на ресурсный метод расчета.

    Необходимость изменений больших сомнений не вызывала. Прежний метод брал за основу базисные цены аж 1985 года и пересчитывал их на с помощью специальных индексов. Понятно, что в стране и отрасли многое изменилось кардинально и прежние способы калькуляции не отвечают рыночным реалиям.

    Переход на ресурсный метод затрагивает огромный сегмент строительного рынка. Все застройщики и поставщики строительных материалов, кто работает на бюджетных стройках, должны использовать новый способ расчета. Государственные предприятия, региональные и муниципальные заказы, работы по фонду капитального ремонта, реставрация зданий и других объектов... Многие частные предприятия также намерены расчитываться с подрядчиками по ресурсному методу. Поэтому отсидеться на старых позициях удастся немногим.

    Вопросов больше, чем ответов

    Отличие ресурсного метода от прежнего в том, что здесь цены складываются из фактических затрат. Вопрос в том, где брать информацию о ценах? Для этого будут использоваться справочники, которые нужно обновлять раз в квартал. И вот первая серьезная проблема: многие проекты, которые реализуются сегодня, были разыграны на тендерах еще в 2015 году, до реформы. И согласно действующему законодательству, они оплачиваются по расценкам, существовавшим на момент заключения договора. Несмотря на то, что ценообразование на рынке изменилось, ни о каком перерасчете госконтрактов речи не идет, и подрядчики вынуждены покрывать убытки из своих средств. Каким образом перейти на текущие цены — пока не ясно.

    Это один из вопросов, обсуждавшихся на конгрессе Национального кровельного союза. Компании серьезно обеспокоены тем, что в системе использования ресурсного метода сохраняется много недоработок.

    Краеугольный камень применения ресурсного метода - это классификатор строительных ресурсов (КСР). Пользоваться им неудобно, классификатор всё укрупняют — в ассоциации считают, что пора остановиться, ведь на его составление в свое время выделили 100 млн рублей, а документ до сих пор не принял ни одной рабочей формы.

    По словам Анны Молчановой, Заместителя исполнительного директора Национального кровельного союза, положение усугубляется тем, что в отрасли нет единой терминологии. Особенно на импортную продукцию и услуги, которые пришли к нам из-за рубежа. Каждый называет их по-своему. К тому же у части материалов другие технические характеристики, нежели те что указаны в КСР. Все это затрудняет для проектировщиков и сметчиков поиск нужных продуктов. У членов союза есть претензии и к рубрикатору — поисковик выдает огромный массив лишней информации.

    Многих беспокоит проблема с дилерскими ценами и ценами торговых домов. Во ФГИС ЦС свою отпускную цену заносят производители — а каким образом получать свою маржу торговым посредникам? Коллизия и на другом фланге: согласно 44-ФЗ, потребитель обязан выбирать материал по минимальной цене от поставщика, расположенного поблизости. Ресурсный же метод предполагает использование иных критериев, что, как опасаются эксперты, открывает простор для злоупотреблений.

    Анна Молчанова прогнозирует, что переход на ресурсный метод вынудит многих малых производителей строительных материалов и небольшие строительные фирмы отказаться от работы во ФГИС ЦС. Государство создает правила игры, разрабатывает систему — а ее отладку хочет поручить производственным ассоциациям. Так, Минстрой откровенно заявляет, что на эти цели средства выделять не собирается. Бизнес же реагирует тем, что покидает сектор государственного строительства. А это уже будет иметь самые серьезные экономические последствия для всей отрасли. Со стороны подрядчиков возможен демпинг и появление шабашников.

    Что немцу хорошо, то русскому смерть

    В связи с изменением метода расчета стоимости перед кровельщиками встал вопрос о разработке расценок на кровельные работы. Проблема в том, каким способом это сделать? Существует советский опыт. Раньше существовали специальные сборники ЕНиР, которые описывали нормы на проводимые работы. Разумеется, подобные документы требуют обновления, но сам подход многим представляется целесообразным.

    Другой вариант - использовать зарубежные наработки. В частности, приобрести немецкий сборник подобных нормативов и адаптировать его к местным условиям. Но, по оценкам экспертов, сделать это будет непросто, так как у нас с немцами разная трудоемкость работ, разный уровень оплаты труда, разная культура производства.

    Дискуссия показала, что единого подхода к решению вопроса расценки нет. Однако сама потребность в такой работе существует, и как полагает Президент Национального кровельного союза Александр Дадченко, для составления нормативных сборников нужно лишь волевое решение.

    Сегодня каждый участник рынка считает свои затраты по-своему и часто вольно или невольно вводит в заблуждение заказчика. А это в свою очередь отрицательно сказывается на имидже всей отрасли, так как многие потребители услуг кровельщиков считают себя обманутыми. Разумеется, в рыночных условиях фиксированных цен быть не может. Но некая база, которая будет являться точкой отсчета для всех участников рынка — безусловно, должна присутствовать.

    Ситуация с ценообразованием в отрасли сложилась непростая, уверена Ирина Федькина, руководитель проектов компании «Эксклюзив-Консалтинг». Большое число федеральных нормативных актов противоречат друг другу, очень трудно вести деятельность, не нарушив какое-либо положение. Отрадно лишь, что Минстрой прислушивается к бизнесу и вносит в свои разработки коррективы.

    Мировой опыт свидетельствует, что прозрачная система ценообразования дает преимущество честным и добросовестным подрядчикам. Корректировка стоимостной политики необходима, но она должна не просто изменять схемы формирования цен, а побуждать рынок к качественному развитию. По мнению известного строителя Ефима Басина , главная ошибка реформы в том, что задача снижения стоимости строительства решается не за счет использования новых информационных технологий, а в старинном принудительном порядке.

    Владимир ГУРВИЧ

    Реформа ценообразования в строительстве идёт полным ходом: публикация цен во ФГИС ЦС Минстроя России, переход на ресурсный метод - в 2019 и прочие важные изменения для сметчика

    Письмо о функционале и выпуске новой версии - по ссылке.

    Выпущены бесплатные видеоуроки по «Гранд-смета» версия 8, спрашивайте у нас ссылку. Особого внимания заслуживает ролик № 9 «Накладные расходы и сметная прибыль», где при настройке расчёта НР и СП в локальной смете применяются новые возможности программы, появившиеся в версии «ГРАНД-Смета 2018». Нововведения в версии «ГРАНД-Смета 2018» также существенным образом используются в роликах № 10 «Анализ ошибок и пересчет сметы» и № 12 «Подготовка сметы к проверке и печати».

    Дня не проходит, чтобы кто-то спросил про почти бесплатную сметную программу, на время и для шабашек. Крайне рекомендуем смета в «облаке» , т.е. удаленно. В России уже более 17 тысяч пользователей.

    Ценообразованием является процесс выбора окончательной стоимости на товар или услугу. В целом система ценообразования в строительстве классифицируется по:

    • числу элементов цен, в которое входят прямые затраты, плановые накопления и накладные расходы
    • структуре цен, которая определяется по прибыли и издержкам
    • области применения цен, непосредственно в строительстве, в строительной индустрии.

    Элементы цены

    К элементам цены относят три составляющие: плановую прибыль, накладные расходы и прямые затраты.

    Прямые затраты

    Прямые затраты прямо связаны с выполнением какого-либо вида строительных или монтажных работ и складываются из следующих составляющих:

    • Стоимость строительных материалов и других необходимых материальных ресурсов.
    • Оплата труда рабочих.
    • Эксплуатационные расходы, связанные с использованием техники, в том числе оплата труда машинистов или водителей. Также этот вид расходов включает затраты на транспортировку, погрузку и разгрузку, монтаж и демонтаж строительной техники, а также расходы на ее перемещение в границах строительной площадки.
    • Прочие прямые затраты — транспортировка лишнего грунта при разработке фундаментов, вывоз строительного мусора и естественных загрязнителей.

    Накладные расходы

    Накладными называют расходы, которые, как правило, не связаны со строительными работами, они направлены на организацию общих условий производства, ее управление и обслуживание. В накладные расходы включены:

    • расходы на содержание административно-управленческого и инженерно-технического персонала,
    • содержание ремонтных и складских зданий

    Сметная прибыль

    Под сметной прибылью понимается планируемая прибыль строительной организации, которая закладывается в стоимость объекта ещё при его проектировании. Сметная прибыль является источником пополнения фондов организации, источником модернизации собственных оборотных средств, а также источником финансирования собственных капитальных вложений.

    Отметим, что сметная прибыль (накладные расходы в том числе) может быть нормативной или договорной. Нормативное значение, обычно определяется заказчиком или инвестором. На практике же прибыль составляет 7-8 процентов от прямых затрат и накладных расходов, а накладные расходы в свою очередь - 15-25 процентов от прямых затрат.

    Механизм ценообразования

    Механизм ценообразования в строительстве имеет свои определенные особенности, поскольку строительные объекты в подавляющем большинстве случаев различаются по габаритам, общей площади, этажности, используемым материалам конструктивных элементов. Даже возведение объектов по типовым проектам не может иметь одинаковую стоимость из-за расположения строительных площадок и местных условий, то есть каждый объект имеет свою конкретную цену.

    Необходимость оценки стоимости того или иного объекта возникает уже на первоначальном этапе строительства. Однако на данном этапе определяется только приблизительная стоимость, а по мере проведения исследований и накопления сведений появляются дополнительные возможности для более точного расчета сметной стоимости сооружения объекта.

    Как вы уже поняли, стоимость строительства, в основном рассчитывается индивидуально согласно сметной документации, где прописаны объемы работ, расценки на отдельные виды работ, технологии и методы строительства. Для оценки стоимости также имеется специальная система ценообразования, которая включена отдельной частью в состав общегосударственных нормативов Строительных норм и правил (СНиП), часть IV-2001 «Сметные нормы и правила».

    В соответствии с расчетами, утвержденными сметной документацией и учитывая принципы формирования цен в строительстве производится определение балансовой стоимости объекта, а также рассчитываются его технико-экономические показатели и принимается решение о целесообразности строительства.

    Принципы образования цен в строительной отрасли

    Принципы ценообразования в строительстве основываются на себестоимости продукции, ценах конкурентов на аналогичную продукцию, соотношении рыночных предложения и спроса и определяются четырьмя основными правилами:

    • Реальное соотношение предложения и спроса

    Формирование цены происходит с учетом реальной стоимости расходных материалов, необходимых для создания конечного продукта, под влиянием здоровой конкуренции и с учетом действительного положения на рынке. Этот принцип не действует в условиях государственных заказов, так как цена в этом случае должна быть обоснованной и не может быть свободной.

    • Равноправие сторон договора подряда

    Основой метода служит утверждение, что стороны договора подряда, заказчик и подрядчик, являются полностью равноправными партнерами, которые могут самостоятельно и независимо определять как метод составления сметной документации, так и вид используемой сметно-нормативной базы. Выбранная методика затем должна быть ими совместно согласована. Также возможно заключение и единого проектно-строительного договора.

    • Использование системы сметных нормативов

    Сметно-нормативный метод заключается в определении нормативной потребности в ресурсах, которые должны быть затрачены в цикле производства конечной продукции (трудозатраты, расход материалов, амортизация техники и т.д.), и их фактически необходимом объеме. Итоговая стоимость всего строительства объекта в этом случае определяется на основании нормативных цен или их рыночной стоимости. Именно на этом подходе базируется определение стоимости государственных заказов.

    При применении сметно-нормативного метода возможно использование двух подходов:

      • Элементный подход — используются элементные сметные нормы, которые суммируются с добавлением накладных расходов, сметной прибыли и прочих расходов.
      • Укрупненный подход — не учитывает отдельных элементных расходов, и цена продукции рассчитывается на основе укрупненных сметных норм.
    • Применение конкурсной формы выбора подрядчика

    Данный подход характеризуется проведением подрядных торгов — конкурсов на размещение заданий на выполнение необходимых видов СМР. Торги представляют собой основу для формирования цены на продукцию строительных организаций. Этот подход наиболее оптимален при выборе объекта инвестиционных вложений, так как соревновательные предложения компаний-претендентов на выполнение строительных видов работ обеспечивают закономерное снижение их стоимости и уменьшение времени строительства.

    Методы образования цены в строительстве

    Для определения стоимости строительства выделяют следующие методы ценообразования в строительстве:

    • Ресурсный метод

    Суть метода заключается в суммировании элементов затрат и осуществляется в текущих ценах на ресурсы и работы, необходимые для реализации проекта строительства. Для итоговой оценки стоимости суммируют предполагаемые затраты на материалы, изделия, конструкции, стоимость их оптимальной доставки на место строительства, расход электроэнергии и других энергоносителей, расходы по эксплуатации техники, трудозатраты. Все виды затрат берутся из проектной документации или нормативных источников. Главные недостаток этого метода — трудоемкость расчетов и проблематичность обоснования принятых к расчету текущих цен.

    • Ресурсно-индексный метод

    Применение этого метода базируется на сочетании ресурсного метода и системы индексов на применяемые ресурсы (системы поправочных коэффициентов).

    Индексы пересчета - это коэффициенты перехода от базовой стоимости к стоимости на текущую дату.

    Механизм индексирования цен широко используется во всем мире, т. к. позволяет достаточно просто решать проблему ценообразования в условиях инфляции.

    Для определения величины прямых затрат при применении ресурсного и ресурсно-индексного методов в сметах выделяют следующие показатели:

      • Трудозатраты (человеко-часы);
      • Время работы строительных машин (машино-часы);
      • Расход необходимых ресурсов, таких как материалы, конструкции, детали (в метрических единицах).
    • Базисно-индексный метод

    Этот метод определения итоговой стоимости всего строительства основывается на применении системы текущих и прогнозируемых индексов относительно стоимости, рассчитанной в базисном уровне цен. Другими словами, стоимость требуемых работ и затрат, определенная на базисном уровне, умножается на коэффициенты пересчета.

    Базисный уровень цен - это уровень стоимости, определенный на основе сметных цен, зафиксированный на определенную дату.

    Коэффициенты пересчета применяются:

      • На всю смету по итоговой строке — сумму полученных прямых затрат умножают на коэффициент пересчета.
      • На разделы сметы без итогового суммирования — коэффициенты пересчета зависят от назначения раздела сметы.
      • К каждой отдельной расценке — умножение прямых затрат на коэффициент по каждой позиции сметы.
      • К отдельным элементам расценки — применение коэффициента к каждому элементу прямых затрат для дальнейшего определения прямых затрат целиком.
    • Базисно-компенсационный метод

    Стоимость строительства при использовании этого метода формируется на основании фактических расходов и может быть окончательно рассчитана только поле завершения всех строительных и сопутствующих работ (при сдаче объекта). Расчет выполняется в два этапа:

      • Стадия проектирования и подготовки документации — расчет в базисном уровне с одновременным прогнозированием инфляционного удорожания цен. То есть выполняется ориентировочный расчет дополнительно требующихся при строительстве затрат.
      • Стадия строительства — выполнение реального расчета дополнительных расходов при приобретении материалов, работ или услуг относительно рассчитанных на стадии проектирования.

    Окончательная стоимость строительства при использовании базисно-компенсационного метода определяется как сумма базисных показателей и дополнительных, полученных в ходе выполнения работ.

    • Метод использования банка данных о полной стоимости уже построенных или еще только запроектированных аналогичных объектов.

    При использовании этого метода используются данные о стоимости аналогичных объектов, откорректированные при помощи коэффициента удорожания.

    Выбор метода определяется на предпроектной стадии совместно заказчиком и исполнителем или только заказчиком. Особое внимание стоит уделить точности оценки, ведь погрешности могут повлиять не только на стоимость всего строительства, но и на принятие решения о его целесообразности.