Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций Применение счета 210.05 в бюджетном учете

Письмо Минфина России от 01.08.2016 № 02-06-10/45133

Комментарий

По общему правилу денежные средства, перечисленные участником закупки в целях обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, должны быть ему возвращены (ч. 6 ст. 44 , ч. 27 ст. 34 , ч. 9 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Средства, предоставленные в обеспечение исполнения контракта, возвращаются после исполнения основного обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), если контрактом не предусмотрено условие об их возврате только после окончания срока гарантийных обязательств (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2865).

Для учета операций по предоставлению учреждением (участником закупки) обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). При этом порядок учета аналогичных операций у бюджетных (автономных) и казенных учреждений отличается.

Учет в бюджетных и автономных учреждениях

Инструкции по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений не приведены в соответствие с положениями Инструкции № 157н : в них отсутствуют корреспонденции по счету 210 05. Пример отражения в учете учреждения (участника закупки) операций с залоговыми суммами был приведен в письме Минфина России от 01.07.2015 № 02-07-07/38257 . В рассматриваемом письме от 01.08.2016 № 02-06-10/45133 дополнительно разъясняется, какие коды бюджетной классификации указывать в разрядах 15 – 17 номера счета 210 05.

Денежные средства, перечисленные в качестве залога (в т.ч. в обеспечение заявки на участие в определении поставщика, подрядчика или исполнителя при проведении конкурса и закрытого аукциона с целью исполнения контракта), после выполнения определенных законодательством или договором условий подлежат возврату. Следовательно, по своей экономической сущности перечисленные выплаты не являются расходами учреждения.

В таких случаях в разрядах 15 – 17 номера счета 210 05 указываются аналитический код поступлений (510) или аналитический код выбытий (610). Аналогичные коды применяются и в аналитике по забалансовым счетам 17, 18, открытым к счетам 201 00 "Денежные средства учреждения" (пп. 365 , 367 Инструкции № 157н).

В соответствии с разъяснениями Минфина России операции с суммами обеспечения заявок на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта, операции с залоговыми платежами, задатками в учете бюджетного (автономного) учреждения отражаются записями:

Дебет 00000000000000510 2 210 05 560 Кредит 00000000000000610 2 201 11 610 – перечислен платеж, одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 18.01 (аналитический код выбытий 610, код 610 КОСГУ);

Дебет 00000000000000510 2 201 11 510 Кредит 00000000000000610 2 210 05 660 – возвращены на лицевой счет учреждения ранее перечисленные суммы, одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 17 (аналитический код поступлений 510, код 510 КОСГУ).

По нашему мнению, применение для счетов аналитического учета счета 201 00 полного кода КИФ, включая статью (подстатью) аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510, 610 (разряды 18 – 20 кода КИФ), избыточно. Такой порядок не позволяет корректно вывести остаток денежных средств по счету.

Согласно п. 2 Порядка формирования входящих остатков по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета по состоянию на 01.01.2016 (доведен письмом Минфина России от 14.03.2016 № 02-07-07/14989) в разрядах 15 – 17 номера счета учета денежных средств (расчетов по заимствованиям) (0 201 ХХ 000) отражаются нули (код аналитической группы вида источников финансирования дефицитов).

Полагаем, такой же порядок, как и для формирования входящих остатков по счету 201 00, можно распространить на отражение в учете операций с денежными средствами в течение года, а именно указывать в разрядах 1 – 17 номера счета нули. В бухгалтерских записях по дебету (кредиту) счетов аналитического учета счета 201 00 указываются коды 510 (610) КОСГУ. В формах бухгалтерской отчетности классификационный признак поступлений (выбытий) для счетов 201 00 не требуется, поэтому его нецелесообразно указывать в бухгалтерских записях. Эта информация не является существенной.

Указание нулей сделает регистры учета и стандартные отчеты более наглядными, поскольку в них по аналитическим счетам синтетического счета 201 00 будут выводиться остатки денежных средств. Аналогичный подход можно применить и к счету 210 05, т.е. указать в разрядах 1 – 17 нули. Это позволит правильно сформировать остаток по счету.

Учет в казенных учреждениях

Согласно Указаниям № 65н получатели бюджетных средств (казенные учреждения) отражают платежи в целях внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг по элементу вида расходов 853 и статье 290 КОСГУ. Такой порядок обусловлен особенностями планирования, финансового обеспечения и санкционирования расходов казенных учреждений. На бюджетные и автономные учреждения он не распространяется.

Корреспонденции счетов для отражения в бюджетном учете казенных учреждений перечисления (возврата) залоговых платежей, задатков, обеспечения заявок на участие в торгах приведены в п. 94.1 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). С учетом требований Указаний № 65н бухгалтерские записи будут такими:

Дебет КРБ 1 210 05 560 Кредит КРБ 1 304 05 290 – перечислен платеж;

Дебет КРБ 1 304 05 290 Кредит КРБ 1 210 05 660 – возвращены на лицевой счет учреждения ранее перечисленные суммы.

Приложением 2 к Инструкции № 162н установлено, что при формировании номера счета 210 05 следует использовать только код классификации доходов бюджетов (КДБ). Однако спектр операций, которые отражаются в учете с применением счета 210 05, настолько широк, что очевидно: одной КДБ не обойтись. Как мы выяснили, бюджетные и автономные учреждения при перечислении залоговых сумм в номере счета 210 05 должны использовать КИФ. Казенным учреждениям, исходя из требований Указаний № 65н , логично применять код классификации расходов бюджетов.

Учет у заказчика

Согласно п. 267 Инструкции № 157н для учета сумм денежных средств, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату или перечислению по назначению, предназначен счет 304 01. Следовательно, если учреждение является заказчиком, денежные средства, полученные в обеспечение заявки на участие в торгах, в обеспечение исполнения контракта, относятся к средствам во временном распоряжении.

Операции по счету 304 01 в казенном учреждении отражаются в соответствии с п. 106 Инструкции № 162н, в бюджетном учреждении – пп. 135 , 136 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в автономном учреждении – пп. 163 , 164 Инструкции , утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н:

Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 01 730 – поступили средства во временное распоряжение;

Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 201 11 610 – возвращены средства, бывшие во временном распоряжении, участнику закупки.

Казенные учреждения в разрядах 1 – 17 номера счета 3 201 11 000 указывают КИФ, счета 3 304 01 000 – нули (пп. 131 , 132 приложения 1 , приложение 2 к Инструкции № 162н).

В заключение напомним, что письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами и носят информационно-разъяснительный характер. Все вопросы, не урегулированные в законодательстве, учреждение вправе решить на уровне своей учетной политики.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

Проводки по бюджетному учету составляются исходя из правил, установленных планом счетов бюджетного учета. Корректность проводок по бюджетному учету можно проверить, найдя подходящие хозяйственные операции в инструкции к плану счетов. Расскажем об этом в нашей статье.

Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется

Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.

П. 2 ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ гласит о том, что государственные муниципальные учреждения делятся на 3 вида. Для каждого вида предусмотрен свой план счетов (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид госорганизации

Приказ, утверждающий соответствующий план счетов

Автономные учреждения

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н

Бюджетные учреждения

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н

Казенные учреждения

Приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н

Понятие «бюджетный учет» применимо не ко всем госструктурам. Оно может быть использовано по отношению к определенным организациям, попадающим под юрисдикцию приказа № 162н. Примером таких организаций являются казенные учреждения, госорганы, внебюджетные фонды. Остальные госучреждения ведут бухгалтерский учет (приказы № 174н и № 183н).

Структура счета бюджетного учета

Номер счета имеет сложную структуру и состоит из 26 разрядов. В таблице 2 представлен состав счета с указанием значений разрядов.

Таблица 2

Номер разряда счета

Значение

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

1-17 цифры кодируют классификационный признак поступлений и выбытий и формируются из КБК. Инструкция бюджетного учета № 162н содержит отдельное приложение 2, в котором для каждого счета расписано, какой КБК необходимо указать: код, предназначенный для расходов бюджета (КРБ), доходов бюджета (КДБ) или источников финансирования дефицита бюджета (КИФ). Причем для учреждений берутся разряды 4-20 КБК, а для финансовых органов — разряды 1-17.

18 разряд предназначен для уточнения вида финансового обеспечения. Для бюджетного учета, согласно п. 2 приказа № 162н, на этом месте может стоять только значение 1 (за счет бюджета) или 3 (за счет средств во временном распоряжении). Остальные разряды шифруют непосредственно информацию, связанную с объектом учета, и указаны в плане счетов.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Проводки в бюджетном учете в 2018-2019 годах

Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2019 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2018 № 65н.

Типовые проводки бюджетного учета рассмотрим далее на примере.

Пример

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 1» в текущем месяце произвело следующие хозяйственные операции и отразило их в учете (см. табл. 3).

Таблица 3

Наименование хозяйственной операции

Сумма, руб.

Куплены канцелярские товары на сумму 6 750 руб.

КРБ 010536340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

КРБ 030234730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Переданы для использования канцтовары на сумму 1 750 руб.

КРБ 040120272 «Расходование материальных запасов»

КРБ 010536440 «Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Начислена зарплата персоналу на общую сумму 754 000 руб.

КРБ 040120211 «Расходы по заработной плате»

КРБ 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

Удержан НДФЛ с зарплаты

КРБ 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Зарплата выплачена на банковские карты работникам

КРБ 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

КИФ 020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Начислены страховые взносы с зарплаты

КРБ 040120213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

КРБ 030302730, КРБ 030306730, КРБ 030307730, КРБ 030308730, КРБ 030310730, КРБ 030311730 «Увеличение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

Перечислены НДФЛ и взносы с зарплаты за сентябрь

КРБ 030301830, КРБ 030302830, КРБ 030306830, КРБ 030308830, КРБ 030311830, КРБ 030311830 «Уменьшение кредиторской задолженности по платежам в бюджеты»

КИФ 020111610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», а также запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Списаны на финансовый результат в конце года расходы этого месяца

В соответствии с договором муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения за вознаграждение оказывает услуги по обеспечению населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями на территории сельских поселений, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с пунктом договора сумма, полученная от продажи медикаментов, должна вноситься в кассу аптеки не реже двух раз в месяц. Оплата комитенту может быть осуществлена как непосредственно передачей наличной выручки в кассу аптеки, так и путем безналичного перечисления денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения.
Вознаграждение в размере 7% от реализованных медикаментов и товаров медицинского назначения учреждение здравоохранения будет получать ежемесячно безналичным платежом.
Каково отражение бухгалтерских операций в данной ситуации в муниципальном бюджетном учреждении здравоохранения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Товары, полученные бюджетным учреждением (комиссионером) для реализации от комитента (аптеки), могут быть учтены на счете 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение". Для отражения в учете расчетов с покупателями в рамках договора комиссии и расчетов с комитентом бюджетное учреждение может использовать, соответственно, счета 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" и 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Для отражения операций по начислению и перечислению комиссионного вознаграждения может быть использован счет 205 31 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг".

ОБОСНОВАНИЕ ВЫВОДА:
Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом вещи, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ).

Следовательно, лекарственные препараты, переданные комитентом (аптекой) для реализации комиссионеру (бюджетному учреждению здравоохранения), являются собственностью аптеки и не могут быть отражены в учете бюджетного учреждения на балансовых счетах (п. 22 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 №157н, далее — Инструкция №157н).

В целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью и движением лекарственных препаратов, полученных от комитента, данные товары могут учитываться у комиссионера (в бюджетном учреждении) на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение» (п. 335 Инструкции №157н).

Так как положениями Инструкции № 157н прямо не предусмотрено использование счета 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение" для учета имущества, полученного от комитента, возможность применения бюджетным учреждением (как комиссионером) данного счета следует закрепить в учетной политике (п. 6 Инструкции №157н и п. 4 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.10 №174н, далее — Инструкция №174н).

Отметим также, что положениями Инструкции №157н и Инструкции №174н не урегулирован порядок отражения обязательств в рамках договора комиссии.

Вместе с тем согласно п. 235 Инструкции №157н (в редакции приказа Минфина России от 29.08.14 №89н) для отражения расчетов по договорам поручения (агентским договорам) предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами". Кроме того, на данном счете подлежат отражению расчеты с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности и не предусмотренные для отражения на иных счетах учета.

В свою очередь, для учета расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности госучреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах бухгалтерского учета, применяется счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 281 Инструкции №157н).

Таким образом, в рамках формирования своей учетной политики и по согласованию с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, ваше учреждение вправе для отражения расчетов с покупателями в рамках договора комиссии и расчетов с комитентом использовать, соответственно, счета 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» и 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Сумма денежных средств, полученных от покупателей лекарственных препаратов, реализуемых в рамках договора комиссии, не является доходом комиссионера и подлежит передаче комитенту в соответствии с положениями договора комиссии. Задолженность перед комитентом может отражаться в учете в момент получения денежных средств от покупателей на основании условий заключенного договора комиссии и бухгалтерской справки.

В соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.13 №65н, операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств и не относящиеся к доходам (расходам) учреждений, отражаются с применением ст. 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ (письма Минфина России от 27.04.15 №02-07-07/24261, от 16.03.15 №02-05-10/14013, от 08.10.14 №02-07-07/50609), а доходы от выполнения платных услуг (работ) отражаются по статье КОСГУ (аналитической группе подвида доходов) 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)".

С учетом изложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации суммы поступлений от покупателей, подлежащие дальнейшему перечислению комитенту, могут быть отражены в учете по кодам КОСГУ 510 и 610 соответственно, а суммы причитающегося вознаграждения в рамках договора комиссии — по коду КОСГУ 130.

Начисление комиссионного вознаграждения бюджетным учреждением отражается на основании утвержденного комитентом отчета комиссионера о реализации полученных им на комиссию лекарственных средств (ст. 999 ГК РФ). В бухгалтерском учете эта операция оформляется записью по дебету счета 2 205 31 560 "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг" и кредиту счета 2 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 93 Инструкции №174н).

С учетом изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:

1. Увеличение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"

  • отражено получение от комитента лекарственных препаратов для реализации через ФАП;

2. Дебет 2 201 34 510 (Увеличение забалансового счета 17 — КОСГУ 510) Кредит 2 210 05 660 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии)

  • отражено поступление денежных средств в кассу комиссионера от покупателей;

3. Дебет 2 210 05 560 (Расчеты с покупателями в рамках договора комиссии) Кредит 2 304 06 730 (Расчеты с комитентом)

  • отражена задолженность перед комитентом;

4. Уменьшение забалансового счета 02 "Материальные ценности, принятые на хранение"

  • товары переданы покупателю;

5. Отражение расчетов между комитентом и комиссионером за реализованные лекарственные препараты:

При расчетах наличными:

5.1. Дебет 2 304 06 830 (Расчеты с комитентом) Кредит 2 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства переданы из кассы учреждения комитенту;

При безналичных расчетах:

5.2. Дебет 2 210 03 560 (Увеличение забалансового счета 17 — КОСГУ 510) Кт 2 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства сданы из кассы учреждения на лицевой счет;

5.3. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2 210 03 660 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства поступили на лицевой счет учреждения;

5.4. Дебет 2 304 06 830 (Расчеты с комитентом) Кредит 2 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18 — КОСГУ 610)

  • денежные средства перечислены комитенту;

6. Дебет 2 205 31 560 (Расчеты с комитентом) Кредит 2 401 10 130

  • отражена выручка (вознаграждение) комиссионера;

7. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17 — КОСГУ 130) Кредит 2 205 31 660

  • поступило вознаграждение на лицевой счет бюджетного учреждения по договору комиссии;

8. Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 04 730

  • отражено начисление НДС с суммы комиссионного вознаграждения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Валентина Сульдяйкина

(Аудит. Теория и практика)
  • Раскрытие информации об операциях с прочими дебиторами в бухгалтерской отчетности
    При составлении бухгалтерской отчетности информация об операциях с прочими дебиторами подлежит отражению в следующих документах. 1. Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного...
  • Счет 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет"
    Счет 021002000 предназначен для учета учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета (администратора источников финансирования дефицита бюджета), операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей, а также расчетов с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на...
    (Бюджетный учет и отчетность)
  • Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами
    В раздел включены вопросы аудита расчетов с подотчетными лицами, персоналом по прочим операциям. Аудит расчетов с подотчетными лицами Данный этап аудита заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов...
    (Аудит. Теория и практика)
  • Учет расчетов с прочими дебиторами
    Счет 0 210 00000 "Прочие расчеты с дебиторами" включает в себя: – 021001 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"; – 021003000 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам"; – 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами" Учет...
    (Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях)