Государственное страхование автомобиля – где и как застраховать. Виды обязательного страхования, действующие в настоящее время в россии Гос страхование

Обязательное государственное страхование

Существо обязательного страхования состоит по сути в том, что специальные законодательные акты устанавливают обязанность осуществлять страхование для определœенных лиц. Объектами обязательного страхования для этих лиц являются: жизнь, здоровье или имущество других, определœенных в законе лиц, на случай причинœения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риски гражданской ответственности страховщиков, которая может на- ступить вследствие причинœения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или вследствие нарушения договоров с другими лицами. Вместе с тем, установлена обязанность, в случаях, предусмотренных законом, юридических лиц, в чьем ведении или оперативном управлении находится имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, осуществлять страхование этого имущества.

Обязательное страхование осуществляется как за счёт Федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счёт самых страхователœей. По мнению специалистов финансового права первая форма носит название обяза­тельного государственного страхования, однако понятие ʼʼобязательное государственное страхованиеʼʼ намного шире и распространяется на всœе виды страхования, обязательные в силу закона (решения) представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обязательное государственное страхование подразделяется на: обязательное личное и обязательное имущественное государственное страхование.

1. Обязательное личное государственное страхование установлено рядом законодательных актов для лиц, находящихся на государственной, в т.ч. и на военное службе. Оно распространяется на судей, работников прокурорского надзора, военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, сотрудников милиции, налоговой инспекции, на должностных лиц таможенных органов, на должностных лиц, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, на сотрудников кадрового состава органов внешней разведки. Обязательное личное страхование осуществляется за счёт средств, выде­ляемых из бюджетов министерствам, федеральными службами и агентствами, которые выступают в роли страхова­телœей. Так, военнослужащие внутренних войск, судьи, прокурорские работники подлежат страхованию за счёт Фе­дерального бюджета͵ сотрудники милиции - за счёт соответствующих бюджетов и средств, поступающих в специальные фонды на базе договоров от учреждений и орга­низаций, которые пользуются услугами милиции.

При обязательном государственном личном страховании страховыми случаями для лиц гражданских ведомств - судей, прокурорских работников, чиновников налоговой инспекции являются: гибель (смерть) застрахованного лица, при­чинœение телœесных повреждений разной степени тяжести, исключающих и не исключаю­щих возможность заниматься профессиональной деятельностью.

Правовой базой обязательного личного государственного страхования является комплекс законодательных актов, принятых в разное время за последние годы. Нормы об обязательном страховании включались в закон ʼʼО милицииʼʼ, закон ʼʼО прокуратуреʼʼ, за­кон ʼʼО внешней разведкеʼʼ и т.д. В каждом отдельном случае в конкретных законах опре­делялись объекты и субъекты обязательного страхования, порядок заключения догово­ров, система финансирования расходов на обязательное государственное страхование. Важно отметить, что в принципе эти юридические конструкции имеют много общего, так как регулируют сходные правоотношения.

Размеры всœех выплат по обязательному личному государственному страхованию установлены соответствующими законодательными актами. Так, к примеру, в случае ги­бели сотрудника налоговой инспекции, сотрудника милиции или прокурорского работ­ника, в случае если она произошла в период работы, или после увольнения, или ухода в отставку и наступила вследствие телœесных повреждений или иного повреждения здоровья, полу­ченного в связи с исполнением служебных обязанностей, наследникам выплачивается денежная сумма в размере 10-летнего содержания умершего. В аналогичной ситуации наследникам умершего судьи выплачивается сумма в размере его 15-летней заработной платы 1 . В тех случаях, когда сотруднику милиции или налоговой полиции причинœено увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им служебных обязанностей и результатом этого стала утрата возможности заниматься профессиональной деятельно­стью, пострадавшему выплачивается страховая сумма (пособие) в размере 5-летнего де­нежного содержания. В такой же ситуации судья получает пособие в размере 3-летней заработной платы.

В соответствии с Федеральным закон ʼʼОб обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граж­дан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полицииʼʼ. Закон вступил в действие с 1 июля 1998 года. Данный акт регламентирует обя­зательное страхование самой многочисленной категории лиц, подлежащих государст­венному страхованию, и его принятие способствовало совершенствованию правового ре­гулирования и правоприменение в данной сфере.

Объектом страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравнен­ных к ним в обязательном страховании лиц. Названные объекты подлежат страхованию со дня начала службы по день ее окончания.

Страховыми случаями являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы или заболевания, полученные в данный период, а также установление застрахованному лицу инвалидности вследствие увечья или заболевания, полученных в означенный период.

Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию поми­мо застрахованных лиц, в случае их гибели (смерти), являются супруг (супруга), состоя­щий (состоящая) на день гибели застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители или усыновители застрахованного лица, а в случае их отсутствия у него -дедушка и бабушка, в случае если они воспитывали и содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха - при условии, в случае если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет. Кро­ме того, выгодоприобретателями являются дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста͵ если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в обра­зовательных учреждениях до окончания обучения или до достижения 23 лет.

Страхователями по обязательному государственному страхованию являются фе­деральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, военные сборы и служба.

Страховщиками по данному страхованию выступают страховые организации, по­лучившие лицензию в установленном законом порядке. При этом имеются особые усло­вия для получения таких лицензий. К означенной страховой деятельности допускаются страховые организации, уставный капитал которых сформирован без участия иностран­ных инвестиций и которые функционируют как страховщики в области личного страхо­вания не менее одного года.

Размеры страховых сумм военнослужащим и приравненным к ним по страхова­нию лицам, а в случае их гибели (смерти) выгодоприобретателям определяются исходя из месячного денежного содержания застрахованных. Тяжесть последствий страхового случая определяет параметры выплат, выраженные в окладах месячного денежного содержания.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы, во­енных сборов или до истечения одного года после увольнения со службы или после окончания сборов в результате увечья или заболеваний, полученных в период прохожде­ния службы, каждому выгодоприобретателю выплачивается страховая сумма в размере 25 окладов застрахованного лица.

В случае установления застрахованному лицу инвалидности по тем же основаниям и в те же сроки страховые суммы, выплачиваемые застрахованному лицу, соответственно составляют для инвалида I группы - 75 окладов, II группы - 50 окладов и III группы - 25 окладов.

Закон точно устанавливает основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы. Это ситуации, когда страховой случай наступил вследствие соверше­ния застрахованным лицом деяния, признанного судом общественно опасным, когда страховой случай находился в установленной судом прямой причинной связи с опьяне­нием застрахованного лица, и наконец, когда страховой случай явился результатом дока­занного судом умышленного причинœения застрахованным лицом вреда своему здоровью и самоубийства. Из последней позиции закон предусматривает существенное исключе­ние. В случае если смерть последовала в результате самоубийства застрахованного лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находилось на службе, военной службе не менее двух лет, страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы.

2.Обязательное личное государственное страхование установлено также для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначе­ния, пострадавших при испытании атомного и термоядерного оружия, от экологических и иных чрезвычайных катастроф . К примеру, всœе граждане Российской Федерации, пострадавшие от радиационного воздействия вследст­вие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежат государственному страхованию лич­ности. Размер страхового возмещения соответствует 200-кратной сумме установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда на день выплаты возмещения. Страховым случаем при этом считается заболевание застрахованного, установление ему группы инвалидности или смерть, последовавшие вследствие Чернобыльской катастро­фы. Все установленные в законе ʼʼО социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСʼʼ, льго­ты, компенсации и страховые выплаты были распространены на лиц, пострадавших в ре­зультате радиационных аварий на других ядерных объектах как военного, так и гражданского назначения, а также персонала гражданской авиации и служебных пасса­жиров самолетов, выполнявших полеты с целью радиационной разведки и научных ис­следований в регионах ядерных испытаний, проводившихся в период с 1958 по 1990 гᴦ.

3. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, прожи­вающие и работающие в так называемых ʼʼзакрытых административно-территориальных образованияхʼʼ , ᴛ.ᴇ. населœенных пунктах, находящихся в непосредственной близости от ядерных и других особо опасных предприятии и объектов и имеющих определœенный ста­тус. Страховыми случаями для застрахованных лиц является причинœение ущерба имуще­ству, здоровью или смерть в результате воздействия каких-либо факторов при аварии на предприятии или объекте. Такое страхование предусмотрено в законе ʼʼО закрытом административно-территориальном образованииʼʼ.

4. Обязательному государственному страхованию подлежат лица, по роду своей работы осуществляющие оказание медицинской и психиатрической помощи, а также занятые проведением научных исследований по проблемам вирусологии и производ­ством вирусных препаратов . Страховым случаем при этой разновидности страхования является инфицирование вирусом иммунодефицита человека при исполнении служеб­ных обязанностей, инвалидности или смерти от последствий инфицирования.

5.Обязательному государственному страхованию подлежат лица, входящие в состав военизированной горноспасательной службы в транспортном строительстве . Страховой случай - увечье, инвалидность или смерть в связи с выполнением служебных обязанностей.

6. Такой вид обязательного страхования, как обязательное личное страхование пас­сажиров в пути , в принципе не относится к страхованию за счёт средств бюд­жета. Такое страхование осуществляется за счёт взносов страхователœей. Подлежат страхованию от несчастных случаев пассажиры воздушного, желœезнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта. Не подлежат обязательному страхованию пасса­жиры всœех видов транспорта международных сообщений, пассажиры внутригородских рейсов и переправ, автомобильного транспорта на городских маршрутах. Сумма страхового платежа включается в стоимость билета и, соответственно, уплачивается пассажи­ром, автоматически становящегося страхователœем.

При этом эту специфическую форму страхования следует отнести к сфере обязательного государственного страхования, так как речь идет отчасти об использовании средств бюджета. Лица, пользующиеся правом бесплатного проезда, подлежат бесплатному обяза­тельному страхованию за счёт бюджетных средств. Наличие подобных льгот и опреде­лило крайне важно сть включения данного вида страхования в обязательное государственное страхование. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров - 120 мини­мальных размеров оплаты труда на момент приобретения проездных документов. Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется посредством заключения договоров со страховщиками, в роли которых выступают страховые компании, имеющие лицензии на страховую деятельность.

7. Обязательному страхованию за счёт средств государственного медицинского учреждения подлежат доноры . Страховым случаем при этом является заражение донора инфекционным забо­леванием при выполнении им донорской функции.

8. Вместе с тем, государство устанавливает порядок обязательного страхование конкретных видов деятельности . Эта разновидность страхования предусмотрена для обеспечения гарантий возмещения страхователями воз­можного ущерба, могущего быть причинœенным третьим лицам в процессе деятельности страхователя. Так, всœе частные нотариусы обязаны заключать договоры страхования сво­ей деятельности. Юридическое содержание данного вида страхования можно было бы квалифицировать как подобие страхованию ответственности. Точно так же обязательно по закону заключение договоров страхования своей деятельности для таможенных бро­керов и таможенных перевозчиков, антикризисных управляющих и др.
Размещено на реф.рф
По своему юридическому содержанию к означенным видам обязательного страхования близко и обязательное страхование авто ответственности за дорожно-транспортные происшествия.

9. Отдельной отраслью обязательного государственного является страхование в банковской сфере : страхование вкладов физических лиц; защита интересов вкладчиков путем обязательного резервирования средств коммерческих банков на счетах ЦБ РФ и др.

10.Обязательное страхование имущества распространяется на конкретные виды имущества, прямо поименованные в нормативно-правовых актах. В первую очередь, федеральное и муниципальное имущества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сдается в аренду – за счёт средств арендатора.

Нормативно-правовая база обязательного страхования постоянно совершенствуется и распространяется на различные объекты – космические аппараты, жилье граждан, находящееся в личной собственности и т.д.

38. Правовое регулирование государственных (муниципальных) расходов: понятие; формы и способы осуществления государственных расходов

Государственные (муниципальные) расходы - это непрерывное использование государством или муниципальным образованием денежных средств из бюджетов, внебюджетных фондов и собственных средств унитарных предприятий и организаций на цели и объекты, определœенные законами о бюджете, внебюджетных фон­дах, нормативными актами правительства, министерств, федеральных служб и агентств и уставами предприятий и организаций.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансирова­нию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Государственные и муниципальные расходы реализуются из фондов:

‣‣‣ централизованных бюджетов различных уровней, государственных вне­бюджетных фондов;

‣‣‣ децентрализованных - фондов унитарных предприятий и организаций.

Государственные расходы реализуютсяна базе действующего законо­дательства в соответствии с финансово-плановыми нормативными актами, утверждаемыми компетентными органами. Органы федерального казначейства допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами. Также обяза­тельным требованием осуществления государственных расходов является вклю­чение их в утвержденный финансово-плановый документ: бюджет, смету или баланс.

Государственные расходы реализуются следующими способами, фи­нансированием и путем предоставления ссуд и кредитов.

Обязательное государственное страхование - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Обязательное государственное страхование" 2017, 2018.

Государственное страхование - механизм защиты интересов людей, представляющий собой регулируемую государством систему финансово-правовых отношений участников страхового рынка.

Государственное страхование: определение

Государственное страхование - система взаимоотношений, определяющая механизм взаимодействия между юридическим, физическим лицом (страхователем) и государством (страховщиком). Предполагает формирование компенсационного фонда за счет внесения страховых премий согласно установленным нормам экономических взаимоотношений.

Особенность подобного вида страхования - осуществление материальных выплат только уполномоченной лицензированной государственной организацией.

Страхование имущественных рисков в госорганах обезопасит от материальных потерь, гарантирует своевременность положенных согласно страховым случаям компенсаций.

Органы государственного страхования: контроль деятельности субъектов рынка

Органы государственного страхования - учреждения, организации, реализующие контроль деятельности страховых компаний. Центральный Банк, фискальные органы производят государственный страховой надзор.

Деятельность ЦБ включает пункты:

  • выдача, приостановление, продление, отзыв лицензий;
  • контроль взаимоотношений субъектов страхового рынка;
  • финансовый аудит;
  • формирование предписаний.

Фискальные инстанции осуществляют проверку корректности расчета налогов, своевременности их уплаты в полном размере и пр.

Жесткий контроль государственных страховых органов - гарантия надежности работы лицензированных компаний, осуществляющих страховую деятельность.

Российское государственное страхование - эффективная социальная защита

Российское государственное страхование обеспечивает защиту граждан благодаря реализации многочисленных специализированных продуктов. Виды страхования:

1. обязательное, регламентируемое актами, законами с установленными тарифами:

  • медицинское;
  • социальное;
  • военнослужащих;
  • при перевозке пассажиров;
  • гражданской ответственности собственника ТС, опасного объекта;

2. добровольное:

  • личное (утрата трудоспособности, нанесение вреда здоровью);
  • движимого, недвижимого имущества;
  • автотранспорта;
  • животных.

Выбирая страховую компанию, изучите отзывы клиентов и проанализируйте условия заключения аналогичной сделки в других фирмах.

Система государственного страхования: особенности социально-страховой защиты

Приоритетная задача управленческих органов - социальная защита граждан. Система государственного страхования обеспечивает возможность эффективного регулирования социальной сферы.

Основные организации:

  • Пенсионный фонд, осуществляющий контроль начисления, реализации пенсионных выплат;
  • Фонд социального страхования, аккумулирующий страховые средства, поступающие от работодателей, и контролирующий их распределение;
  • Фонд обязательного медицинского страхования, выплаты которого направлены на оплату затрат на медобслуживание.

Трехкомпонентная система гарантирует эффективную реализацию государственной политики соцзащиты граждан.

Фонды государственного страхования: формирование финансовых источников

Формируют фонды государственного страхования социальной сферы финансовые взносы:

  • отчисления работодателей;
  • налоги;
  • пожертвования;
  • бюджетные выплаты.

Финансовую деятельность организаций регулируют отдельные законодательные акты. Фонды имеют автономный статус, что обеспечивает прозрачность механизмов распределения денег и социальное равенство категорий граждан, претендующих на социальные выплаты.

Инструменты государственного страхования обеспечат вашу надежную защиту от возникновения многих рисков. Используя добровольное страхование имущества, жизни, вы полностью обезопасите себя от любых непредвиденных ситуаций.

При которой в качестве выступает государственная организация. Наряду с государственным страхованием в условиях рыночных отношений существует частное страхование и . В развитых странах в условиях рынка государственное страхование часто выступает как способ оказания содействия при ведении различных видов хозяйственной деятельности, защищая от особо опасных и специфических рисков (военные риски, особенно в военное время, атомные и космические риски, кредитные, инвестиционные риски). В развивающихся странах государственные и создаются в основном для предотвращения утечки валюты по каналам страхования. В условиях государственной монополии на страхование (например, в СССР) существует только государственное страхование.

Под государственным страхованием (national insurance) в некоторых странах понимается также система формирования за счет налогов и страховых сборов специальных денежных фондов, предназначенных для финансирования пособий по безработице и болезни, а также государственных пенсий за выслугу лет.

Государственное страхование — вид государственной страховой монополии, подразделяющейся на абсолютную, с передачей государственной страховой компании прав на проведение всех видов страхования, и частичную, когда государство через государственную страховую компанию определяет страховые правоотношения, при наличии . Государственное страхование может осуществляться в и .

Государственное страхование – комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств. Государственное страхование возмещает материальный ущерб, который был причинен государственным, некоммерческим, общественным организациям, а также имуществу и здоровью граждан.

Для обеспечения интересов государства и социальных интересов граждан законодательными актами устанавливается обязательное государственное страхование имущества, здоровья и жизни государственных служащих некоторых категорий. Осуществляется обязательное государственное страхование за счет денежных средств, которые выделяются на эти цели из соответствующих бюджетов страхователей: органов исполнительной власти и министерств.

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты. Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан. Примерами обязательного страхования служат.

В результате российских реформ, происходящих в 1990 годах, обязательное государственное страхование, подчиненное единой системе с финансовыми средствами, консолидированными с государственным бюджетом, заменено государственными внебюджетными фонды: ФСС РФ; ПФР; Территориальные и федеральные фонды ОМС.

Реформа способствовала созданию определенных рычагов социальной защиты и более конкретному разделению Обязательное государственное страхование служит механизмом обеспечения гражданских интересов, связанных с их здоровьем, имуществом, жизнью и гражданской ответственностью

Обязательное государственное страхование обусловлено определёнными потребностями общества. В качестве элемента производственных отношений, страховая деятельность создает необходимые условия для осуществления предупредительных мероприятий, направленных на локализацию отрицательных последствий. При возникновении ущерба от конкретных обстоятельств, страхование позволяет возместить потери в материальном эквиваленте, благодаря ему возможно осуществление восстановительных работ, компенсация вреда, причиненного в социальной сфере, а также отдельным гражданам.

Таким образом, обязательное государственное страхование является средством защиты благосостояния людей и бизнеса, а также деятельностью, приносящей доход. Страхование позволяет снизить нагрузку на бюджетные расходы, позволяет решать социальные вопросы обеспечения, т.к. является основным элементом социальной государственной системы. Благодаря ему в экономику страны в целом привлекаются большие инвестиционные ресурсы.

(ОСС) является частью системы государства, направленной на социальную защиту населения, которая распространяется на работающих граждан, защищая их от возможных и материального положения от различных обстоятельств, порой независящих от самих граждан.

ОСС направлено на минимизацию или компенсацию последствий обстоятельств, внесших изменения в положение не только работающих граждан, но и других их категорий, в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в случае наступления следующих социальных страховых рисков: трудового увечья, инвалидности, травмы, болезни, потери кормильца, беременности и родов, наступления старости и т.д.

В соответствии с описанным выше, обозначим субъекты обязательного социального страхования. К ним относятся работодатели, выступающие в качестве страхователей, страховые компании - страховщики и сами граждане, являющиеся застрахованными лицами. При этом все субъекты обязательного социального страхования имеют свои обязательства по заключаемым договорам ОСС. При этом у каждого из них отношения по ОСС возникают:

С момента заключения трудового договора с работником -у работодателя;

С момента регистрации СК -у страховщика;

С момента заключения с работодателем трудового договора - у застрахованных;

В настоящее время в РФ - это основной источник, формирующий будущую пенсию.

Работодатель обязан вносить в размере 34% от ФОТ каждого своего сотрудника. При этом 26% этих средств направляется на обязательное пенсионное страхование в РФ, а поступив в ПФ РФ, они распределяются на две части трудовой пенсии, формируя накопительную часть пенсии и страховую. Стоит отметить, что каждый гражданин может непосредственно повлиять на накопительную часть формируемой пенсии. например, участвовать в софинансировании, работать на предприятиях с полностью "белой" заработной платой, перенаправлять для инвестирования в НПФ.

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.