Денежная система промышленно развитых стран. Современные денежные системы

Современные денежные средства развитых стран, несмотря на национальные особенности, имеют общие черты, например принцип организации денежной системы:

Ø Централизованное управление денежной системой. Данный принцип характерен для административно-командной модели экономики, но в условиях рыночных отношений это управление осуществляется не прямыми, а косвенными методами.

Ø Прогнозное планирование денежного оборота.

Ø Устойчивость и эластичность денежного оборота, т.е. денежная система должна быть организована таким, чтобы:

1. не допускать высоких темпов инфляции

2. увеличивать денежный оборот и в первую очередь дело (?) безналичных расчетов.

Ø Кредитный характер денежной эмиссии

Ø Обеспеченность выпускаемых в оборот денежных знаков, которые должны быть обеспечены активами главного банка.

Ø Независимость центральных банков от производства и подчиненность парламенту страны.

Ø Предоставлению правительству кредитов

Ø Комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования

Ø Надзор и контроль за денежным оборотом

Ø Функционирование на территории страны только национальной валюты

Денежные знаки:

1. Национальная валюта . Как правило, разменная монета составляет сотую долю денежной единицы.

2. Виды денег , которые являются законным платежным средством: кредитные банковские билеты, выпускаемые главным банком, в отдельные периоды – казначейские билеты и разменные монеты.

3. Обеспечение денежных знаков государственным законодательством.

Устанавливает вид обеспечения денежных знаков каждой страны: товары, золото, иностранная валюта, драгоценные металлы, ценные бумаги и гарантии правительства. (???)

4. Эмиссионная система – законодательство устанавливает порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляют главные банки и федеральные казначейства. На долю казначейских билетов приходится не более 10% всей денежной массы. Кредитная эмиссия осуществляется, как правило, ЦБ.

5. Структура денежной массы в обороте может рассматриваться с таких позиций:

Это соотношение наличных денег и безналичных расчетов

Доля отдельных денежных знаков в обороте.

6. Программа планирования денежного оборота. При этом имеется совокупность показателей, которые определяют план денежного оборота, а также выделяются объекты денежно-кредитного регулирования

7. Механизм денежно-кредитного регулирования – совокупность инструментов денежно-кредитного регулирования, а также права и обязанности государственных органов, осуществляющих это регулирование.

8. Определение валютного курса или котировка валют, т.е. отношение национальной валюты к валютам других стран, к каждой отдельно, а иногда и к их совокупности.Валютный курс может быть фиксирующим или плавающим. В России фиксировано-плавающий.

9. Кассовая дисциплина в стране отражает совокупность общих правил формо-текущих (первичных) кассовых документов, а также формы отчетности, которые руководствуются все субъекты хозяйствования.

  1. Характеристика денежной системы РФ

Становление и развитие денежной системы СССР началось в 20-х годах прошлого века в процессе осуществления денежной реформы 1922-1924 гг. В процессе реформы законодательства были определены все элементы новой денежной системы, т.е. денежной единицей был объявлен золотой червонец.

11 октября 1922 года – монопольное право на эмиссию червонца было предоставлено госбанку СССР. Эмиссия банков также осуществлялась в процессе краткосрочного кредитования отраслей народного хозяйства. Ссуды предоставлялись под залог золота, легко реализуемых товарных ценностей.

Для сохранения устойчивости червонца по отношению к золоту государство допускало его обмен на золото в монетах и слитках или на устойчивую иностранную валюту. В соответствии с законодательством, выпущенные в обращение червонцы должны быть обеспечены на 25% драгоценными металлами и на 75% легко реализуемыми товарными ценностями.

В 1924г. – были выпущены в обращение новые казначейские билеты. Законодательством был установлен определенный предел: в 1924 г. – 50%, в 1928г. – 75%, в 1923г. – 100%

В 1925г. эмиссия казначейских билетов была передана ЦБ. Денежная система 20-х гг. практически функционировала до 90-х гг., когда впервые были приняты 2 закона (от 2 дек. 1990г.):

Ø Закон о ЦБ

Ø Закон о банках и банковской деятельности

Основные параметры новой денежной системы были определены законом РСФСР о ЦБ. Монопольное право эмиссии денежных знаков и организация их обращения было предоставлено ЦБ

Закон о ЦБ установил инструменты денежно-кредитное регулирование:

Ø Нормативы обязательных резервов

Ø Операции на открытом банке (ценные бумаги)

Ø Рефинансирование банков (предоставление кредитов)

Ø Валютная интервенция (регулирование)

Ø Установление ориентиров роста денежной массы: М 0 иМ 2

Ø Прямые количественные ограничения

В 1992г. был принят федеральный закон о денежной системе РФ. Он практически продублировал элементы денежной системы закона о ЦБ. А в связи с принятием нового закона в 2002 году о ЦБ, ранний закон был отменен.

  1. Денежная реформа в РФ и их характеристика.

В современных условиях добиться устойчивости экономического роста невозможно без развития и совершенствования денежной системы. А изменение денежной системы и ее элементов обязательно происходит в условии денежной реформы.

Денежная реформа – осуществляемое государством преобразование в сфере денежного обращения, направленное на упорядочение и укрепление денежной системы страны, а также стабилизацию национальной денежной единицы.

Специалисты выделяют следующие типы денежных систем:

Ø Радикальные денежные системы

При их проведении изменяются принципы организации денежной системы и рассчитаны они на длительный период, что позволяет стабилизировать национальную денежную единицу. Им предшествуют преобразования (меры) по оздоровлению государственных финансов и создаются условия для укрепления экономики страны

Ø Частичное преобразование денежной системы

Они способствуют устранению отдельных отрицательных явлений в денежной сфере на короткий срок. Как свидетельствует опыт, все денежные реформы позволяют добиться лишь временного или частичного упорядочивания элементов денежной системы. С учетом мирового опыта выделяют следующие виды денежных реформ :

J Переход от одного денежного товара к другому (от медных денег к серебряным или от одного типа денежной системы к другой)

J Замена неполноценной и обеспеченной монеты на полноценную. Или бумажных, неразменных на золото, на деньги, которые обеспечены золотым запасом.

J Частичные меры по стабилизации денежной системы (изменение порядка эмиссий изменение масштаба цен или его восстановление)

J Формирование денежной системы в связи с созданием новых государств или объединение денежных систем нескольких стран.

Предпосылки успешного проведения денежных реформ:

1. Политическая стабилизация в стране, рост доверия к политике, проводимая правительством и ЦБ.

2. Создание условий для развития национальной экономики и увеличение товарного предложения

3. Рост доходов бюджета т отказ от финансирования его дефицита за счет эмиссии денег

4. Восстановление доверия кредитным учреждениям и привлекательности условий для накопления денежных средств

5. Наличие и достаточность золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса и стабильность курса, и стабильность товарной и денежной массы.

Денежные реформы:

· Реформа дореволюционной России 1839-1843гг . по имени министра Камкина. Цель проведения: введение серебряного монопольства. Денежной единицей стал серебряный рубль. Ассигнации стали вспомогающими денежными знаками и 3 руб. 50коп. = 1руб. серебра. В этот же период при государственном банке России была создана депозитная касса, которая принимала во взгляды серебро в обмен на депозитные билеты, которые свободно обменивались на серебро. В 1841 г. – в обращении были выпущены кредитные билеты суммой 50 руб., которые также обменивались на серебро, т.е. в этот период в России параллельно функционировали 3-и вида бумажных денежных знаков:

Ø Ассигнации

Ø Депозитные билеты (кредитные)

Ø Серебряный рубль

Результаты реформы:

- осуществлен переход от ассигнаций к кредитным деньгам, которые обменивались на серебро.

Появляется новый эмитент по выпуску бумажных денег, т.к. в 1843году при министерстве финансов создается экспедиция государственных билетов.

¸ Реформа 1895-1897 гг. графа Витте

В условиях стабильности внутренней и внешней ситуации, устойчивого экономического развития, в России были созданы предпосылки для проведения денежной реформы.

С 1893 года запрещались сделки с золотом, и был усилен контроль за биржами и общим объемом денежной массы в стране. Россия увеличивала активно золотой запас, для чего пользовалась иностранными займами и валютой от экспорта зерна.

В 1895 году госбанку были переданы сделки с золотыми российскими монетами: полуимпериалы = 7,50 руб., и империалы = 15руб.

В 1897 году был разрешен размен кредитных билетов на золото. Золотые рубли содержали 0,774148 г. чистого золота.

А 29 августа 1897 года монопольное право денежной эмиссии было предоставлено госбанку. К этому моменту все кредитные деньги были обеспечены золотом на 75%. Результаты данной реформы являются прогрессивными, т.к. Россия могла перейти к золотому стандарту, а серебряная монета - превратиться во вспомогательные денежные знаки, которые также использовались.

¹ Реформа 1922-1924гг.

Новые казначейские билеты: 1 червонец = 10 новым рублям

º Денежная реформа 1947 года

Цель:

1. Укрепление системы на основе отказа от карточной системы

2. Ликвидация множественности(?) цен

3. изъятие избыточной денежной массы из обращения и денежной массы, которая находилась на руках у населения. Основы реформы были определены постановлением Советы министров ЦКВКПБ 14 дек. 1947года «о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В соответствии с данным постановлением обмен находящихся в обращение денег производится на вновь выпущенные; произведена переоценка сбережений населения в сбербанках и предприятий, а также облигаций. Деньги в сбербанке до 3000 руб. не переоценивались от 3000 до10 000 – 3:2, а деньги на руках 10:1, средства на счетах 5:4, свыше 10 000 руб. – 2:1.

Частичные денежные реформы:

· Деноминация – денежная реформа, при которой происходит укрепление денежной единицы, т.е. изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные купюры. При этом производится пересчет денежных обязательств юридических и физических лиц.

1922г.: 1 новый руб. = 10 000 старым рыб.

1923г.: 1новый руб. = 100 рублям 1922г. = 100 000стар.

1961г.: 1 новый руб. =10 старым руб.

1997-98гг.: 1 нов. руб. = 1000 старым руб.

· Девальвация

При золотом стандарте – это уменьшение металлического содержания денежной единицы. В условиях бумажно-денежного обращения – это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной.

· Ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной

· Нуллификация – частичная денежная реформа, при которой обесценившиеся денежные знаки объявляются недействительными

  1. Типы денежных систем:

Тип денежной системы определяется формой функционирования денег:

· Деньги функционируют как товар или всеобщий эквивалент

· Деньги выступают как знаки стоимости

Типы денежных систем:

  • Система металлического обращения

При этом делении товар обращается и выполняет все функции денег. В зависимости от числа металлов, участвующих в обращении, различают:

- монометаллизм (1 драг. металл в качестве денег; в России 1897г.- золото; 1843-52 серебро)

- биметаллизм (2 и боле металла)

  • Система кредитных и бумажных денег

Драгоценные бумаги не участвуют в обращении.

  1. Система безналичных расчетов и ее основные элементы

Безналичный денежный оборот – совокупность платежей, осуществляющих без использования наличных денег. В безналичных расчетах были разработаны основы во время проведения кредитной реформы в 1930-32гг.. В последние годы по мере развития экономических процессов совершенствовались формы и методы осуществления безналичных расчетов, а также принципы их организации.

Народно – хозяйственное значение безналичных расчетов:

  • Сокращает массу наличных денег в обращении
  • Способствует смягчению сезонности денежного оборота
  • Способствует концентрации денежных средств в банках

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Центросоюз Российской Федерации

Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Кооперативный техникум Тамбовского облпотребсоюза

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы и кредит»

Тема: «Денежные системы зарубежных стран»

Студент________ Мурашина В.С.

Группа Ф-20

Специальность 080106 Финансы

Специализация «Финансы и кредит»

Форма обучения очная

Руководитель________ Ломакина М.А.

Тамбов 2012

ННОУ СПО Кооперативный техникум Тамбовского Облпотребсоюза

Цикловая комиссия экономических и финансовых дисциплин

Утверждаю

Руководитель______ М.А.Ломакина

« »__________20

План курсовой работы

Студентки Мурашиной В.С.

Гр. Ф-20 очного отделения

Тема курсовой работы

«Денежные системы зарубежных стран»

Введение

1.1 Денежная система Германии

1.2 денежная система США

2.1Банковская система Германии

2.2Исследования банковской системы США, анализ современного состояния системы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Темой данной курсовой работы является: «Денежные системы зарубежных стран».

Денежная система, это один из наиболее важных разделов экономической науки. Она представляет собой нечто гораздо большее, чем пассивный компонент экономической системы, чем просто инструмент, содействующий работе экономики.

В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. По своему содержанию денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих и обеспечивающих ее целостность. Денежная система представляет собой установленную государством форму организации денежного обращения в стране, сложившуюся исторически и закрепленную национальным законодательством.

Национальные денежные системы сформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капиталистического способа производства, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период. Становление денежных систем в данный период исторического развития является необходимой закономерностью, отвечающей условиям товарного производства. Становление всеобъемлющих товарно-денежных отношений требует устойчивого денежного обращения.

Правильно действующая денежная система вливает жизненную силу в круговорот доходов и расходов, который олицетворяет экономику.

Хорошо работающая денежная система, способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов.

Уже на пороге XXI в. усилилась роль и место финансовых и кредитных отношений. Стало очевидным, что достижение оптимального уровня таких макроэкономических показателей, как прирост реального ВВП, уровень безработицы, уровень инфляции, состояние платежного баланса, валютного курса, и других будет зависеть от равновесия финансово-кредитной и денежной системы страны.

Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства, росту цен и развертыванию инфляции.

Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения.

Таким образом, исследование данной темы является актуальным.

Целью данной курсовой работы является изучение денежных систем зарубежных стран, развитие их на современном этапе.

В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:

Дать характеристику денежной системы США,

Дать характеристику денежной системы Германии

В первой главе дается характеристика денежных систем стран, выявлены основные этапы развития денежной системы, денежные единицы а также денежное обращение

Во второй главе анализируется банковские системы зарубежных стран, их современное состояние.

Предметом исследования данной курсовой работы является денежная система зарубежных стран, а объектом - денежные и финансовые отношения, в частности, экономика США и Германии. При написании курсовой работы я использовала метод статистического и графического анализа, а также метод сравнения.

В данной работе были использованы различные литературные источники. Денежная система рассматривается на страницах как периодических изданий таких, как «Банковский вестник» и «Экономический бюллетень», анализ которых дает возможность оценить сущность денежной системы и ее результаты, так и на страницах учебных пособий и книг, в которых рассматриваются теоретические вопросы, связанные с денежной системой.

1. Исследование денежных систем зарубежных стран

1.1 Денежная система Германии

денежный система германия финансовый

В центре денежно-кредитной системы Германии стоит Немецкий Федеральный банк(Deutsche Bundesbank), который играет роль центрального банка и является единым эмиссионным центром со всеми функциями, присущими такому органу. Немецкий федеральный банк объединил центральные банки земель и Банк немецких земель, соответственно утратили силу законы, регулировавшие их деятельность. Центральные банки земель стали именоваться главными управлениями «Дойче Бундесбанка», хотя за ними сохранялось и прежнее название -- центральный банк земли.

Исполнительным органом «Бундесбанка» является Совет директоров. Он включает президента «Бундесбанка», вице-президента и до шести членов. Кандидатуры членов Совета директоров предлагает федеральное правительство. После одобрения кандидатур Центральным советом «Бундесбанка» претенденты утверждаются в должности президентом ФРГ сроком на восемь лет. Это обеспечивает независимость и защищенность директората Немецкого федерального банка. Статус «Бундесбанка» в обществе очень высок, его правление законодательно приравнено к министерству федерации.

Основные функции Немецкого федерального банка:

¦ эмиссионная монополия. «Бундесбанк» в соответствии с законом «О федеральном банке» обладает исключительным правом выпускать банкноты немецких марок, которые являются единственным неограниченным средством платежа в Германии.

¦ банк банков. «Бундесбанк» обеспечивает эффективность всей банковской системы. Немецкие банки держат в «Бундесбанке» минимальные резервы в размере определенного процента от своих средне- и краткосрочных обязательств. «Бундесбанк» предоставляет кредитным институтам и государственным учреждениям банковские услуги, а также осуществляет надзор за кредитными институтами. К основным инструментам контроля относятся лицензирование, законодательные акты, право сотрудников надзорных органов в любой момент запрашивать у кредитных учреждений информацию и осуществлять проверки, а также прибегать к различным санкциям.

¦ банк государства (фискальный агент федерального правительства). «Бундесбанк» выполняет роль «домашнего банка федерации (и ограниченно -- земель). Поэтому с учетом исторического опыта и в связи с запретом Европейского монетарного союза эмиссионным банкам предоставлять кредиты правительствам эта область деятельности «Бундесбанка» была ограничена. Это способствует сохранению монетарной независимости федерального банка. «Бундесбанк» помогает правительству получать кредиты, выпуская долговые обязательства в виде облигаций и казначейских векселей, либо дает согласие на эмиссию государственных ценных бумаг и помогает продать их, проводя торги и размещая беспроцентные казначейские векселя. Приобретать такие бумаги федеральному банку разрешено только для регулирования денежной массы на открытом рынке;

управляющий валютными резервами. «Бундесбанк» единственный в стране держит валютные резервы и управляет ими. Однако кризисы Бреттон-Вудской валютной системы и Европейского механизма обменных курсов в 1992--93 гг. показали, что продолжительные рыночные тенденции нельзя подавить посредством интервенций эмиссионных банков на валютном рынке. Стабильных валютных курсов можно достичь только в долгосрочном периоде, ликвидировав дисбаланс в мировой экономике.

расчетный центр страны. В 1996 г. объем безналичных расчетов, проведенных «Бундесбанком», составил 195 931 млрд. марок.

Для немецкой теории товарно-денежных отношений характерно признание в основном теории трудовой стоимости, стоимостной основы валютного курса, товарной природы денег.

На основе такой теоретической базы Немецкий Федеральный банк разработал в 1975 г. методику определения объема денежной массы как цели планирования, которая определяется на основе общеэкономического прогноза (в частности, роста производственного потенциала и предполагаемой динамики цен).

Политика немецкого Федерального банка в основном направлена на то, чтобы управлять действиями банков по привлечению кредитов через изменение ликвидного положения банков и механизма учетных ставок. Классическими инструментами при этом считаются:

Политика учетных и ломбардных ставок;

Политика минимальных резервов;

Политика открытого рынка.

В денежно-кредитной системе Германии особую роль играют универсальные банки. Универсальные банки занимаются всеми видами банковских сделок. В Германии они принимают помимо краткосрочных вкладов, также и средства, предоставляемые на относительно долгий срок. Они занимаются также эмиссионными, торговыми и депозитными операциями с ценными бумагами.

Структура капиталов подтверждает особую роль банков в денежной системе Германии. При этом речь большей частью идет о срочных и сберегательных вкладах.

Еще больше банки усилили свою позицию по обязательствам, три пятых которых пришлось на банковские кредиты. Можно отметить высокую долю относительно долгосрочных банковских кредитов, которая должна рассматриваться в связи с потребностью в средствах долгосрочного финансирования, например, в жилищном строительстве при инвестициях в предприятия.

В торговле ценными бумагами важнейшими действующими лицами вновь оказываются банки, занимающиеся деятельностью на рынках акций и ссудных капиталов между небанковскими учреждениями. Они самостоятельно осуществляют покупку и продажу ценных бумаг, а также финансируют собственную деятельность путем эмиссии ценных бумаг. Банки особенно сильно представлены на рынке ценных бумаг с фиксированным доходом. Три пятых всех находившихся в обороте ценных бумаг с фиксированным доходом, выпущенных эмитентами, представляли собой долговые обязательства банков. С другой стороны, сами банки держали две пятых национальных ценных бумаг с твердым процентом.

Большая активность банков на рынке ценных бумаг с твердым процентом имеет своим результатом тесное его переплетение с остальными рынками ссудного капитала, в особенности с рынком денег, который может использоваться немецким Федеральным банком в качестве плацдарма своих действий в области денежной политики.

Из всех перечисленных аспектов общеэкономической деятельности баланс преимущественно склоняется в сторону германской модели построения экономики, а отсюда и денежной системы. Конечно, слепое копирование без учета особенностей наших стран утопично, но взять стратегический курс, определить вектор усилий общества в нужном направлении можно и нужно сделать /11,12, с.40/.

Таким образом, в мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством.

1.2 Денежная система США

США являются лидером мировой экономики, превосходя все другие страны в производственном и экономическом развитии.

Денежная система США -- это уникальная, единственная в мире система, которая обладает рядом присущих только ей особенностей. В единственной стране мира США - функции центрального банка выполняет частная организация - Федеральная Резервная Система. Она была основана Конгрессом в 1913 г. для обеспечения страны более надежной, более гибкой и более стабильной монетарной и финансовой системой. С течением времени ее роль в банковской сфере и в экономике в целом только увеличилась.

К моменту принятия закона о Федеральной резервной системе (ФРС) в 1913 г. в США функционировали 20 000 банков, из которых 7000 были эмиссионными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов и не имели права на эмиссию банкнот. Вначале основная цель Федеральной резервной системы состояла в помощи банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок.

Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков -- членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.

На сегодняшний день обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

Осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;

Контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;

Подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;

Предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

Для американской денежно-кредитной политики характерно наличие кредитных союзов ссудо-сберегательных институтов, а также взаимных фондов денежного рынка, куда входят коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, страховые компании, сберегательные банки, финансовые компании, инвестиционные компании, кредитные союзы, частные пенсионные фонды, государственные пенсионные фонды, взаимные фонды денежного рынка.

Каждый финансовый институт выполняет ключевую макроэкономическую задачу -- создание депозитов, т.е. денег, причем в основном в виде ценных бумаг. Для этого постоянно укрепляются действующие финансовые институты и создаются постоянно новые, как, например, с 1970г. - взаимные фонды денежного рынка.

Взаимные фонды денежного рынка продают акции на рынках ценных бумаг и используют образующиеся доходы для приобретения краткосрочных ценных бумаг. Освобожденные от уплаты налогов фонды стали важным финансовым нововведением. Эти фонды инвестируют средства только в необлагаемые налогом муниципальные ценные бумаги, что, в свою очередь, освобождает их акционеров от обложения налогами доходов последних.

Еще одной особенностью американского финансового рынка является большая степень свободы его деятельности, большая независимость от государственных органов управления. Об этом мы уже упоминали, когда характеризовали Федеральную Резервную Систему. Ее большая независимость и частный характер владения и определяют модель строительства американского фондового рынка.

При рассуждении о состоянии американского финансового рынка нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что доллары США играют роль мировых денег (до 50% экспортно-импортных операций осуществляется в долларах США). Во многих странах, в том числе в странах СНГ, они играют роль национального платежного средства и служат средством накопления сбережений. Только в РБ, по оценкам экспертов, находится на руках у населения до 5 млрд. дол. США.

Эволюция денежно-кредитной системы США проходила параллельно с генезисом мировой валютной системы. Финансовые потрясения 1929--1933 гг., Бреттон-Вудская конференция 1944 г. и Ямайская система 1976 г. показали, что, несмотря на многочисленные колебания в денежной и кредитной сферах, американский доллар был и остается доминирующим валютным гегемоном. По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, в мировом обращении в 2000 г. находилось в общей сложности 560 млрд. наличных долларов, 70 % из которых обращаются за пределами США (второе место в мире после США по объему оборота наличных долларов занимает Россия). Многие страны привязали курсы своих валют к американскому доллару: государства Латинской Америки, Африки, страны с переходной экономикой. Другие, такие как Панама, Либерия, Маршалловы Острова, используют американскую валюту вместо национальной денежной единицы как законное платежное средство.

2. Перспективы развития банковских систем зарубежных стран

2.1 Банковская система Германии

Банковская система Германии относительно молодая. Банковская система ФРГ построена по двуступенчатому принципу и состоит из 3,4 тыс. коммерческих кредитно-финансовых институтов и ЦБ. Кредитные учреждения можно разделить на универсальные и специализированные банки, а в зависимости от их правовой формы на частные, общественно-правовые и кооперативные учреждения.

Частные банки ставят перед собой задачу - достижение прибыли, в то время как целью кооперативных банков является поощрение своих членов. Общественно-правовые кредитные учреждения приобретают широкую сеть филиалов внутри страны и за рубежом.

Группа общественно-правовых комбанков включает в себя 594 сберкассы и 13 земельных банков. Традиционно сберегательные кассы специализировались на привлечении сбережений населения и кредитовании под залог реальных ценностей. Сегодня они приобрели характер универсально действующих комбанков. Совместно с земельными банками сберкассы образуют единую систему по операциям безналичного расчета. Как правило, сберегательные кассы являются учреждениями общественного права, гарантами которых являются отдельные общины, города и районы. Поле деятельности этих кредитных учреждений распространяется только на территорию их гаранта. Сеть сберкасс насчитывает 19364 филиала.

Земельные банки являются центральными организациями сберкасс данного региона, которые управляют их оборотными средствами и осуществляют некоторые операции, как например, расчеты с другими странами.

За обязательства сберкасс и земельных банков несет ответственность соответствующая федеральная земля. Государственный контроль производят ответственные за это земельные министры.

Группу кооперативных банков составляют 2249 кредитных товариществ и 4 кооперативных ЦБ. Для них характерно постепенное превращение из своеобразных касс взаимопомощи для своих членов в универсальные банки, а также укрупнение путем их слияния.

Операции расчетов между отдельными кредитными товариществами проводятся через 4 региональных ЦБ, функции которых примерно соответствуют функциям земельных банков сберкасс. Верховной организацией кооперативной банковской группы является DG Bank Deutsche Genossenschaftsbank. Он является корпорацией обществ. права и в качестве универсального банка может выполнять операции любого вида.

Ипотечные банки предоставляют кредиты под залог земельных участков и коммунальные кредиты. Коммунальные кредиты выдаются федерации, землям, территориальным общинам и прочим учреждениям общественного права. Значение коммунальных кредитов в последние годы увеличивается в связи с повышенным спросом общественных бюджетов на долгосрочные средства финансирования, и они значительно превышают объем кредитования жилищного строительства. Необходимые для работы финансовые средства ипотечные банки получают за счет продажи на рынке капитала закладных листов и облигаций коммунального займа.

Строительные сберкассы специализируются на финансировании индивидуального строительства по принципу коллективного накопления сбережений. Привлекательность такого накопления средств заключается в праве на получение кредита на жилищное строительство под сравнительно невысокий и стабильный процент. Кроме того, взносы вкладчиков поощряются за счет государственных премий и некоторых налоговых льгот.

Гарантийные банки и кредитные гарантийные общества являются учреждениями взаимопомощи малых и средних предприятий. Основная задача этих учреждений, возникших в середине 50-х гг., заключается в финансовой поддержке малого бизнеса.

В категорию специализированных банков ФРГ входит 1 банк, хранящий ценные бумаги (Wertpapiersammelbank), задачей которого является рациональное осуществление торговли ценными бумагами.

Во главе банковской системы ФРГ стоит ЦБ (Deutsche Bundesbank), учрежденный законом от 26 июля 1957г. Закон в его нынешней редакции определяет, что ЦБ ФРГ является частью Европейской системы ЦБ (ЕСЦБ).

Основной задачей ЦБ ФРГ является обеспечение стабильности цен и банковская организация платежного оборота внутри страны и с заграницей. В рамках выполнения этой задачи ЦБ ФРГ осуществляет на территории Германии денежную политику ЕСЦБ. ЦБ ФРГ при выполнении своих задач обладает значительной степенью независимости. Он должен поддерживать экономическую политику федерального правительства ФРГ только в той степени, насколько это возможно в рамках выполнения своих функций составной части ЕС ЦБ. В соответствии со ст. 107 Маастрихтского договора, национальные центробанки (как и ЕЦБ) при выполнении своих функций не имеют права следовать указаниям органов ЕС или национальных правительств.

На третьем этапе формирования Европейского экономического валютного союза прерогативой ЕСЦБ стала денежная политика. Основными задачами ЕСЦБ в этом плане являются выработка и реализация европейской денежной политики; проведение валютных сделок; управление валютными резервами стран участниц; обеспечение функционирования платежной системы.

Условия предоставления иностранным партнерам государственных, банковских и коммерческих кредитов регулируются законом о внешних экономических связях от 28 апреля 1961г., постановлением о порядке его исполнения в обновленной редакции от 22 ноября 1993г., законом о Немецком федеральном банке в новой редакции от 22 октября 1992г., законом о кредитной системе от 30 июня 1993г., законом о выявлении доходов, получаемых в результате совершения тяжких уголовных преступлений («Закон об отмывании денег») от 25 октября 1993г.

В соответствии с законодательством все платежи в ФРГ в принципе осуществляются свободно, и на перевод капитала за рубеж не требуется никакого разрешения. Однако свобода перемещения капитала не означает отказа от тщательного фиксирования объемов и направлений его передвижения.

Учет вывозимого за пределы ФРГ капитала ведется главным образом банками и кредитными учреждениями, которые периодически передают необходимые сведения о движении капитала в Федеральный банк (Бундесбанк) или центральные банки земель. За Бундесбанком закреплена исключительная компетенция по предоставлению разрешений в области оборота капиталов и платежей, в случаях, когда ограничения связаны с выполнением межгосударственных соглашений, охраной безопасности и внешних интересов.

2.2 Исследования банковской системы США, анализ современного состояния системы

Современная банковская система США сформировалась в 1980 году под воздействием Закона о Федеральной резервной системе и принятого Закона о дерегулировании депозитных учреждении и монетарном контроле. До этого момента Соединенные Штаты оставались единственной среди экономически развитых держав страной, где централизованной организации не существовало. Банковская структура состояла из огромного множества мелких независимых банков, сфера деятельности которых ограничивалась весьма незначительной территорией; число банков к 1860 году достигло 3000, в 1913 году их было свыше 20000, около 7000 из них были эмиссиональными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов, и не имели права на эмиссию банкнот. Такая банковская свобода существенно отличалась от ее европейской трактовки.

Американские банки были практически лишены какой-либо возможности построения системы отделений. Банковская фирма, учрежденная в одном штате, не обладала возможностью распространения своих операций за его пределы ни через открытие отделений в другом штате, ни каким-либо другим способом. После принятия национального закона о банковской деятельности право на открытие отделений было сохранено лишь за теми банками, которые вошли в состав национальной банковской системы, уже имея свои отделения. Поэтому положение большинства банков, действовавших вне крупных городов, в той или иной степени приближалось к положению местных монополий.

Общенациональное банковское законодательство предписывало вполне конкретную схему эмиссии банкнот. Однако с течением времени преимущества этой схемы становились все более сомнительными. Государственные облигации, на которые предъявляли огромный спрос как основу эмиссии банкнот, продавались обычно с надбавкой; это обстоятельство в сочетании с правилом, что банк мог произвести эмиссию лишь в объеме 90% стоимости купленных облигаций, в значительной степени сократило прибыльность вложений для эмиссионных целей, и в тех случаях, когда банк обладал возможностью выдавать кредиты, не прибегая к эмиссии, он предпочитал так и делать, что породило значительные колебания в объеме обращающихся банкнот год от года в зависимости от региона.

2.3 Сравнительный анализ денежной системы зарубежных стран

Сравнительная таблица основных показателей, характеризующих денежную систему стран.

Показатель

Германия

1.Национальная валюта

2.Банковская система

Центральный банк РФ

Кредитные организации,а также филиалы и представительства иностранных банков

Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральный банк США

Федеральная резервная система, а на втором уровне -сеть коммерческих банков и других расчетно-кредит.

учреждений

Двухуровневая банковская система:

Банк Германии

Коммерческие банки; специализированные кредитные институты, в том числе финансовые компании для малого и среднего бизнеса; правительственные кредитные учреждения; почтовые сберегательные кассы.

3.Функции, задачи, инструменты ЦБ

Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

Защита и обеспечение устойчивости рубля;

Развитие и укрепление банковской системы РФ;

Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты:

1)процентные ставки по операциям Банка России;

2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3)операции на открытом рынке;

4)рефинансирование кредитных организаций;

5)валютные интервенции;

6)установление ориентиров роста денежной массы;

7)прямые количественные ограничения;

8)эмиссия облигаций от своего имени.

Федеральная резервная система является центральным банком США.

обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

Осуществление монетарной политики государства путем влияния на денежную ситуацию и кредитование экономики с целью обеспечения максимальной занятости, стабильности цен и умеренных долгосрочных процентных ставок;

Контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;

Подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;

Предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

1. выпуск банкнот;

2.реализация денежно-кредитной политики;

3.изменение нормы обязательных банковских резервов,

4.операции на финансовых рынках,

5.регулирование учетной ставки процента,

6.осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;

7.мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;

8.проведение операций с государственными ценными бумагами;

9.осуществление международной деятельности;

10.выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.

Инструменты:

1.изменение нормы обязательных банковских резервов,

2.операции на финансовых рынках,

регулирование учетной ставки процента

4.Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов

Функции коммерческих банков:

1.аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств,

2.предоставление кредита,

3.посредничества в осуществлении платежей и расчетов.

Операции коммерческих банков:

1)привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2)размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3)открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4)осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5)инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6)купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7)привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8)выдача банковских гарантий;

9)осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).

Основными функциями коммерческих банков являются:

1)Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

2)кредитование предприятий, государства и населения;

3) выпуск кредитных денег;

4)осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

5)эмиссионно-учредительская функция;

6) консультирование, представление экономической и финансовой информации.

7) прочее.

5.Нормативная база

Конституция РФ

ФЗ«О Центральном банке РФ (Банке России) №86-ФЗ от 10.07.2002

ФЗ«О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990

Другие ФЗ

Нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

Законодательных актов и постановлений Конгресса;

Институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих общий надзор над деятельностью бирж);

Механизм саморегулирования рынка ценных бумаг (со стороны самих биржевиков);

Апробированной методики вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики

Закон о Банке Германия №89 от 1.04.1998 г.

В Германии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.

Заключение

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем - сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями сегментированных систем являются США и Германия.

Центральные эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними.

При отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь искаженную информацию об объеме платежных средств в экономике, что в конечном счете снизит эффективность его денежно-кредитной политики. Кроме того, появляется опасность бесконтрольной эмиссии электронных денег, что может привести к инфляции.

Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

Список используемой литературы

1. Экономические реформы в странах восточной Европы и России. Россия и современный мир. Веденяпин Я. С. -- М., 2008.

2. Все о деньгах России. / Под ред. Певичева И.Н.- М., 2008

3.Долларизация в переходных экономиках России и стран Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. Головнин М.Ю. - 2007.

4. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку Под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2009.

5. Деньги, кредит, банки» под редакцией д.э.н., профессора, члена-корреспондента РАЕН Е. Ф. Жукова «Юнити», М.: 2006, 536 с.

6. Экономическое развитие современной Японии. / Динкевич А.И. Деньги и кредит.- 2008.- №10.- С.62-74.

7. Деньги, банки и кредитно-денежная политика. Долан Э.Д. - СП б., 2004.

8. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2009, №6, с.87-96

9. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2008, №8, с.117

10. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения», 2009, №4, с.84-93

11. Евро против доллара. / Иванова А., Быков П. Эксперт, №44, 2008

12. Финансы и кредит.Учебное пособие.Ковалева А. П. - Ростов-Н/Д:Феникс,2004 г.

13. Банковская система Великобритании, Смирнов Е.П. Банковское дело, 2008, №9, стр.25-29.

14. Мировая экономика: Учебник / Под редакцией Е.Д. Халевинской. - М.: Юристъ, 2008, с. 57-62,137-140, 279-284.

15.Экономика зарубежных стран:Учебник.СПб:Изд-во Михайлова В.А., Погорлецкий А.И., 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, функции, виды и роль денег в экономике. Теории денег и их эволюция. Денежные системы. Характеристика развития современного типа денежной массы. Эмиссия денег. Денежные системы СССР и Российской Федерации. Сравнительный анализ.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2007

    Особенности налоговых систем зарубежных стран: Канады, Дании, Испании, Великобритании, Германии, их отличительные черты. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы, необходимые реформы для этого.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2009

    Состояние, проблемы и перспективы развития финансово-денежной системы РК. Динамика изменения структуры денежных агрегатов. Пути совершенствования и развитие электронной денежной системы РК. Особенности информационной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2006

    Роль обязательных резервов. Воздействие изменения ставок обязательных резервов на денежную сферу. Политика обязательных резервов в западных странах. Функционирование европейской системы минимальных резервов. Обязательное резервирование в США и России.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2009

    Этапы эволюции денежно-кредитной системы Германии: до Первой Мировой войны, межвоенный период, после Второй Мировой войны - до 90-х гг. Особенности национальной системы регулирования денежно-кредитных отношений. Функции Немецкого федерального банка.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Теоретические аспекты денежной системы. Характеристика золотого монометаллизма и его разновидностей. Основные черты состояния и развития современной денежной системы Российской Федерации. Структура краткосрочных международных банковских кредитов.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2015

    Денежное обращение: базовая категория денежной единицы, массы и системы. Денежно-кредитная политика. Роль денежного обращения, избыточное насыщение деньгами хозяйственного оборота. Денежные агрегаты и базы Центрального банка РФ. Денежные знаки, их виды.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Понятие и элементы денежной системы, масштаб цен. Монометаллическая и биметаллическая денежные системы. Разновидности золотого монометаллизма. Выпуск наличных денег в обращение и денежная масса. Перспективы развития национальных денежных систем.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2015

    Понятие, состав и структура национальной финансовой системы. Характеристика основных звеньев финансовой системы: федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственного кредита, финансового рынка. Перспективы развития российской финансовой системы.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Понятие денежной системы, ее виды и элементы. История развития денежной системы России. Денежная масса, денежные агрегаты и денежная база. Наличный и безналичный денежный оборот. Структура денежной системы РФ. Регулирование денежного обращения в РФ.

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления - аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) государственные финансы;

2) корпоративные финансы;

3) финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено - государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2-3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система - совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

2) трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

1) самостоятельность территориальных бюджетов;

2) равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

3) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

1) американский тип - практически полная независимость всех звеньев;

2) западноевропейский тип - относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды - социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Финансовая система США

Первые частные акционерные банки в США был основаны в 1784 г. В 1791 г. возник» «First Bank of the United States», который открыл филиалы в всех важных портовых городах. Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта. В соответствии с ними было основано ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду и этим появлялись частные банки, принадлежащие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки. Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся с ними операций, т.е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены. В1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образу, к которой принадлежали 60 национальных банков и банков штатов (частные банкирские дома не входили в этот круг). В результате банковского кризиса в период 1907 - 1913 гг. была создана федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система центральных банков. До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего местонахождения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена в 1927 г. (изменен в 1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составили свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозитных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт в 1933 г. внес законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было. В 1933 г. был издан Акт Гласа-Стигала. Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным актом финансовая система США преобразовалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превращались в инвестиционные, крупные банки, а такие как Y.P. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой. Сегментированный характер финансовой системы США был усилен законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками.

Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в регулировании деятельности банков играют 3 органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Контролер денежного обращения - лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий. ФРС США - уникальная система центральных банков, число которых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основа кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, которые контролируют и инспектируют деятельность банков-членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков США. Они представляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывает целый ряд финансовых услуг, в частности, выпуск в обращение и прием наличных денег, перевод денежных средств и др. ФРС функционирует как независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только конгрессу США. Банки-члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в государственное казначейство США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками-членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов.

Финансовая система Великобритании

В настоящее время в составе государственных финансов Великобритании выделяют бюджет центрального правительства (государственный бюджет), специальные внебюджетные фонды, финансы местных органов власти, финансы государственных корпораций. Специальные (внебюджетные) фонды. Местные финансы. Финансы государственных корпораций. Ведущим звеном финансовой системы Великобритании является государственный бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством делится на собственно госбюджет и многочисленные местные бюджеты. Последние не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В Англии, как и в других странах, бюджет является главным экономическим законом государства, ежегодно представляемым на обсуждение правительством. Министр финансов Великобритании выступает с докладом в Парламенте и делает обзор результатов развития экономики за отчетный период и основных целей и действий правительства в будущем финансовом году (бюджетный или финансовый год в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года). В докладе более детально рассматриваются изменения и введение новых налоговых платежей, которые предлагаются правительством для финансирования текущих государственных расходов. Впервые проект государственного бюджета представляется на обсуждение в июле, а утверждается в марте следующего года. Однако, в ноябре выходит "предбюджетный" доклад, в котором дается оценка целям правительства на предстоящий финансовый год, выявляются отличительные черты нового бюджета. Также в этом докладе содержится количество предполагаемых поправок для внесения в проект бюджета. Например, проект государственного бюджета на 1999/2000 финансовый год был опубликован в июне 1998 года и определил фискальные основы, лимиты государственных расходов и новый режим планирования и контроля за расходами на предстоящие три года. Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов государства и капитальный бюджет. Основными доходами текущего бюджета Великобритании являются налоги, причем среди них преобладают прямые налоги (36,2% доходной части бюджета). Также к доходам текущего бюджета относятся платежи по социальному страхованию. За счет средств текущего бюджета финансируются так называемые гражданские статьи (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.), расходы на оборону и государственное управление. Доходы капитального бюджета формируются за счет поступлений процентов от государственных корпораций и органов власти за предоставление государственных кредитов возврата долгосрочных кредитов Казначейства, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии. Расходы капитального бюджета включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения корпорациями и органами государственной власти. Внебюджетные государственные фонды, как и государственный бюджет, являются составной частью финансовой системы Великобритании. Среди них наибольшее значение приобрели социальные и научно-исследовательские фонды. Социальные фонды аккумулируют ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Фонды образуются за счет трех источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства. В Великобритании ставки взносов в социальный фонд варьируются от 5,7% до 9% в зависимости от дохода. Платежи из социального фонда бывают трех основных видов: - ссуды из бюджета фонда дли финансирования взаимосвязанных расходов; - пособия "общественной поддержки", предполагающие, например, помощь людям при переселении, поднятии хозяйства на новом месте жительства, компенсацию транспортных расходов; - кризисные ссуды, предназначенные для помощи гражданам в случаях опасности для их здоровья и жизнедеятельности в случаях бедствий и других чрезвычайных ситуациях. Главное место среди научно-исследовательских фондов Великобритании занимает фонд национальной корпорации по развитию исследований. Он имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные ссуды и ежегодные субсидии. За счет средств этого фонда осуществляются капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением ее результатов в производство. На средства фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях и доводятся до их промышленного освоения. За счет средств специальных (внебюджетных) фондов Великобритании финансируется 1/3 государственных расходов. Третье звено финансовой системы Великобритании составляют местные финансы. Они представляют собой систему экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение общегосударственных и местных финансовых ресурсов на экономическое и социальное развитие данной территории. Основой местных финансов выступают местные бюджеты - бюджеты графств и округов. За счет них местные власти обеспечивают комплексное развитие территорий.

Финансовая система Японии

В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. Бюджетный процесс: бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов. С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. Доходы государственного бюджета. Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. На это повлияло увеличение доли косвенных налогов. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов. Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги. Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета”. Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1998/99 финансовом году по сравнению с 1996/97 годом с 7,4% до 16,5%. К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины. В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени.

Денежная система промышленно развитых стран. Современная денежная система включает следующие элементы - денежную единицу - масштаб цен - виды денег - эмиссионную систему - государственный или кредитный аппарат.

Для описания денежной системы промышленно развитых стран охарактеризуем ее составные элементы. Денежная единица это установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 110100 1 доллар США равен 100 центам.

Масштаб цен средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денег, являющиеся законным платежным средством это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги казначейские билеты и разменная монета.

Банковские билеты банкноты вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства в США обращаются банкноты в 1,2,5,10,20,50,100 долларов в Великобритании - в 1,5,10,20 фунтов стерлингов. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством для покрытия бюджетного дефицита.

В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму. В США в обращении находятся серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл 50,25,10,1 цент. В Великобритании в обращении находятся монеты в 1 фунт стерлингов,50,10,5,2 пенса,1 и пенни.

Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют10 и 5 пенсам. Эмиссионная система в промышленно развитых странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95 осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом уже не за счет эмиссии банкнот, а благодаря депозитно-чековой эмиссии, т.е. в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулирование прироста денежной массы в обращении, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Таким образом, характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых стран являются - отмена официального золотого содержания и свободного размена банкнот на золото, т.е. демонетаризация золота - переход к неразменным на золото кредитным деньгам - выпуск в обращение банкнот не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства - преобладание в денежном обращении безналичного оборота - усиление государственного регулирования денежного обращения. 1.3 Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации и е регулирование государством Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России от 10 июля 2002 г. 86-Ф3 - официальной денежной единицей в нашей стране является рубль - соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ - исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране - видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ - образцы банкнот и монет утверждаются Банком России - на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения - определение порядка ведения кассовых операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25 марта 1997 г. Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка.

Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы.

С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан. Центробанк РФ пересчитал рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2002 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22, 500-рублевых 54, достоинством 100 рублей - 18,5, 50 рублей 4,5, 5 и 10 рублей -1 . ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3 денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5 до 1,11 трлн. руб наличных 10,5 до 0,64 трлн. руб 2. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА 2.1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Денежная система и её регулирование государством

Регулирование кредитно-денежной системы государством. 4. Проблемы формирования кредитной системы в России223. Заключение25II. Тест27Список.. Отечественной кредитно-денежной системе не повезло.К сожалению, на протяжении.. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат регулирования денежного обращения.
Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна.
Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.).
Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.
Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и? пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.
Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству.
В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.
Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:
отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; демонетизация золота;
переход к неразменным на золото кредитным деньгам;
выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);
преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.
Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.
В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.