Что понимается под занятостью населения. Занятость населения: сущность и основные понятия

1.Что такое занятость?

ТК РФ в отличие от ранее действовавшего КЗоТа РФ не регулирует отношения, связанные с занятостью и трудоустройством. Закон о занятости определяет понятие занятости как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, доход, заработок 1 . Из Конституции РФ следует, что гражданам предоставляется право свободного распоряжения своими способностями к труду, а так же в предоставлении нам права на защиту от безработицы 2 .

В России создана государственная система защиты граждан от безработицы и содействия в трудоустройстве. Определён правовой статус безработного, установлены дополнительные гарантии трудоустройства отдельных категорий граждан, в том числе работников, высвобождаемых в результате ликвидации организаций, сокращения численности или штата работников, молодёжи, инвалидов и некоторых других. Предусмотрена выплата пособий по безработице, стипендий лицам, направленным службой занятости на переобучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Осуществляется и множество других мероприятий, направленных на обеспечение граждан работой.

Из этого можно сделать вывод, что занятость – это есть право на защиту от безработицы, которое в свою очередь государство, должно преподнести, гражданам в виде правовой системы, направленной на развитие не только среды занятости в РФ, но и на укрепление рыночной экономики государства в целом.

2.Какие формы занятости вам известны?

Всё население РФ можно разделить на занятых и не занятых граждан. В зависимости от того, какими видам деятельности занимаются граждане можно определить формы занятости. В Законе о занятости указан перечень граждан, которые считаются занятыми в РФ:

Работающие по трудовому договору, включая имеющих любую оплачиваемую работу за исключением общественных работ;

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также другие виды служб;

Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях любого уровня;

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой или по другим уважительным причинам;

Являющиеся учредителями организаций за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциации и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

3.Кто может быть признан безработным?

Анализируя понятие безработного, необходимо отметить последствия безработицы. Безработица порождает множество проблем в обществе и

экономике :

Снижается покупательская способность граждан;

Уровень жизни граждан;

Организация теряет квалифицированные кадры;

Увеличивается риск социальной напряжённости и тд.

Согласно Закону о занятости безработными признаются граждане 3 :

Трудоспособные;

Которые не имеют работы и заработка;

Зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

Которые ищут работу и готовы к ней приступить.

Трудоспособность гражданина определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16лет, а также те, кому в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости.

Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу, так как, этот критерий характеризирует субъективное намерение гражданина , однако у такого намерения есть внешние проявления. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению органов занятости для знакомства с предлагаемой работой, именно по этому предусмотрен отказ в регистрации в качестве безработных тех, кто отказался в течение 10дней со дня регистрации в органах занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) – также от двух предложений профессиональной подготовки. Кроме того, в регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, не явившемуся без уважительных причин в течение 10дней со дня регистрации в целях поиска работы в органы занятости для предложения ему подходящей работы, а также не явившемуся в срок, установленный этими органами для регистрации в качестве безработного.

Наконец, безработный гражданин должен быть готов приступить к работе . Это означает, что в момент регистрации не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она ему будет найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно.

Правовой статус безработного включает в себя также его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы, а также в других случаях.

В современной науке разработанных различные методы учёта безработных граждан, применение которых может показать разные статистические данные по занятости в стране. На мой взгляд, это необходимая процедура, так как количество безработных граждан напрямую влияет на состояние – это важный показатель для политической жизни страны, для политиков, как правящих, так и от оппозиции.

4. Что такое общественные работы? Укажите их правовой статус.

Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К таким общественным работам не относятся виды деятельности, к примеру, связанные с необходимостью, ликвидации последствий различных аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и требующие специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости и регулируется, помимо ст.24 Закона о занятости, также Положением об организации общественных работ, которое утверждено Правительством РФ от 14.07.1997г. №875(в ред. Постановлений Правительства от12.11.1999г. №1247, от 20.12.2003г. №769) 4 .

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Лица, которые изъявили желание участвовать в общественных работах, заключают срочный трудовой договор . Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособие по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учёте в органах службы занятости свыше шести месяцев.

В качестве примера, общественных работ можно назвать некоторые из них, которые известны многим из нас на примере личного опыта, а именно:

Озеленение и благоустройство территорий;

Уход за престарелыми и инвалидами;

Различные сельскохозяйственные работы;

Подсобные работы в строительстве жилья и тд.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что на граждан, занятых в общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. Также в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.

5. Каков размер пособия по безработице?

Одной из гарантий социальной поддержки безработных, является пособие по безработице. Можно выделить два варианта определения размера пособия ,которое рассчитывается в некоторых случаях в процентном отношении к среднему заработку, а иногда в размере минимальной оплаты труда.

Первый вариант расчёта пособия по безработице распространяется на тех, кто в течение 12 месяцев , предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с соответствующим пересчётом.

Пособие начисляется в первом 12-месячном периоде:

В течение трёх месяцев в размере 75% от среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчислённого за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие 4 месяца – в размере 60%;

В дальнейшем – в размере 45%, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% этого минимума.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при начислении пособия его размер увеличивается с учётом районного коэффициента. Размер пособия во всех случаях не должен быть менее 100рублей .

Во втором 12-месячном периоде – в размере 30% величины прожиточного минимума субъекта РФ.

Второй вариант определения размера пособия в зависимости от величины прожиточного минимума установлен для отдельных категорий граждан в Законе о занятости 5 . Гражданам, впервые ищущим работу, длительно не работающим, не имеющим в последние 12 месяцев 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисляемого в субъекте РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда.

6. Какая работа считается подходящей?

Закон о занятости раскрывает нам понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа , в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места 6 . Максимальная удалённость подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления с учётом развития сети транспорта в данной местности.

Требования подходящей работы понижаются для граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

Уволенных более одного раза в течение календарного года, предшествовавшего периоду безработицы, за нарушение трудовой дисциплины;

Прекративших индивидуально – трудовую деятельность;

Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

Состоявших на учёте в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3лет не работающих;

Обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ и др.

Для них подходящей считается работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует она или не требует (с учётом возраста и иных особенностей граждан) предварительной подготовки.

Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

Условия труда не соответствует правилам и нормам по охране труда;

Предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в регионе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в регионе.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

Потоки, формирующие рынок труда

На схеме стрелками представлены направления перемещения людей из одной категории в другую. Стрелки, идущие от категории "занятые", показывают уменьшение данной группы за счет того, что люди по каким-либо причинам оставляют свою прежнюю работу, но не могут мгновенно найти другую (стрелка к категории "безработные") или вообще прекращают трудовую деятельность, выходя на пенсию, либо руководствуясь иными причинами (стрелка к категории "экономически неактивное население"). Занятость увеличивается, если часть добровольно неработающего населения устраивается на работу (стрелка от категории "экономически неактивное население"), либо если, часть безработных находит работу (стрелка от категории "безработные"). Часть безработного населения может отчаяться найти работу и выбыть из состава рабочей силы (стрелка от "безработных" к "экономически неактивному населению"), либо наоборот, часть добровольно незанятых решит работать и начнет поиск (стрелка от "экономически неактивного населения" к "безработным").

В краткосрочном периоде, когда предложение капитала фиксировано, объем национального производства напрямую зависит от количества используемого труда. Очевидно, что чем большее количество людей занято в производстве, тем больший объем может быть произведен. Из схемы видно, что в создании национального продукта участвует не все население страны, а лишь некоторая его часть. Возникает вопрос, какое наибольшее число работников может быть использовано в экономике страны, чтобы объем национального производства был максимальным. Данный показатель называют полной занятостью .

Полная занятость — это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме производства, поскольку все доступные в данный момент экономические ресурсы используются на полную мощность.

В под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы» — не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.

Занятые

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости

Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Занятые лица включают:
  • наемных работников в трудоспособном возрасте
  • лиц, работающих на себя
  • работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)
  • работодателей
  • членов кооперативов
  • колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве
  • наемных работников пенсионного возраста
  • работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:
  • не имели работы (другого доходного занятия);
  • занимались поиском работы в любой форме;
  • были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).

В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Коэффициент безработицы

Соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.

Сумма коэффициента занятости и коээффициента безработицы равна единице.

Показатели состава занятых лиц в экономике

Российская статистика имеет большой опыт изучения состава занятых лиц. В статистических ежегодных сборниках публикуется информация о распределении занятых лиц по различным признакам.

Учет занятых лиц по полу

По состоянию на конец ноября 2000 г. из числа занятых в российской экономике 64686 тыс. чел. мужчины составляли 33375 тыс. чел., или 51,6%. По регионам, отраслям экономики эти показатели существенно различаются.

Распределение занятых лиц по возрасту

Средний возраст занятых лиц на конец ноября 2000 г. составлял 40,6 лет, среди них средний возраст мужчин — 39,2; женщин — 41,8 года. Почти половина всех занятых (48,9%) имеет возраст от 20 до 39 лет включительно; 30,4% имеют возраст от 40 до 49 лет включительно; в возрасте старше 50 лет — 19,1% (от 64686 тыс. занятых лиц).

Распределение занятых по образованию

высшее профессиональное — 21,7%; неполное высшее профессиональное — 4,5; среднее профессиональное — 28,7; начальное профессиональное — 11,0; среднее (полное) общее — 23,5; среднее общее и начальное — 10,7%.

Систематически статистические органы изучают распределение занятых по отраслям экономики : по каждой отрасли экономики определяют число занятых и удельный вес в общей численности занятых. Из общей среднегодовой численности занятых лиц в 2000 г. (64600 тыс. чел.) было занято: в — 22,7%; в сельском хозяйстве — 13,0; в строительстве — 7,9; в оптовой и розничной торговле и общественном питании — 14,6%. За годы рыночной экономики произошли значительные изменения в распределении занятых по отраслям на российском рынке труда. Снизился удельный вес занятых в промышленности (29,6% в 1992 г.), а также занятых в строительстве (11,0% в 1992 г.). Увеличился удельный вес занятых лиц в торговле и общественном питании (7,9% в 1992 г.), в управлении (с 1,9 до 4,5%).

Статистика изучает распределение занятых лиц по формам собственности . За период с 1992 по 2000 г. на российском произошло существенное перераспределение занятых лиц по формам собственности. Удельный вес занятых лиц в организациях государственной и муниципальной собственности снизился с 68,9 до 38,1%, а доля занятых на предприятиях частной формы собственности возросла с 19,5 до 45,0%, смешанная российская собственность возросла с 10,5 до 14,1%, собственность общественных и религиозных организаций не изменилась и осталась на уровне 0,8%, иностранная, совместная российская и иностранная увеличилась с 0,3 до 2,0%, но составляет очень незначительную долю.

Группы занятий

В зависимости от вида выполняемой работы или занятия работника, его квалификации и в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) занятые лица распределяются по следующим основным группам занятий :

  • руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей организаций, учреждений и предприятий;
  • специалисты высшего уровня в области различных наук (естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных и др.);
  • специалисты среднего уровня квалификации по различным видам деятельности (в сфере образования, здравоохранения, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности и др.);
  • служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом;
  • служащие сферы обслуживания;
  • рабочие жилищно-коммунального хозяйства;
  • квалифицированные работники сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства, производящие продукцию для личного потребления;
  • рабочие металлорежущей и машиностроительной промышленности;
  • профессии рабочих транспорта и связи;
  • неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр.

Приведенный неполный перечень групп и подгрупп занятий дает представление о важности такого изучения занятых лиц. Общероссийский классификатор занятий разработан на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ), что позволяет использовать информацию о распределении по занятиям для международных сравнений по вопросам занятости экономически активного населения.

По статусу занятости

По статусу занятости все занятое население распределяется на две группы: работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму (наемные работники) — это лица, деятельность которых осуществляется под непосредственным контролем работодателя (или уполномоченных работодателем лиц). Об условиях труда и его оплаты они заключают трудовой договор (контракт) с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом.

Работающие не по найму — это лица, занятые на собственных предприятиях. Они отвечают за состояние дел на предприятии. Их вознаграждение зависит от финансовых результатов деятельности.

В составе работающих не по найму следующие группы:
  • работодатели (нанимают работников самостоятельно или с деловыми партнерами, это может быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, но использующий труд наемных работников);
  • самостоятельно занятые (работают самостоятельно без привлечения наемных работников на постоянной основе);
  • члены производственных кооперативов (каждый член кооператива на равных правах участвует в решении производственных и управленческих вопросов);
  • неоплачиваемые семейные работники (деятельность этих лиц возглавляет живущий в этом домашнем хозяйстве родственник, степень их участия в предпринимательской деятельности различна по времени, участию в решении различных вопросов).

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:

  • 1) продуктивную - имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю численность работников);
  • 2) полезную - распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
  • 3) рациональную - отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
  • 4) полную - при ней все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость - это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (в Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества в первую очередь в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
  • 5) эффективную - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости - ключевой задачи социально-экономической политики государства.

Формы занятости

Это организационно-правовые способы. и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей организуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:

  • o полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);
  • o сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);
  • o раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
  • o неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
  • o неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
  • o надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
  • o совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
  • o временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
  • o самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
  • o трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).

По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в:

  • o государственном секторе экономики;
  • o кооперативах;
  • o акционерных обществах со смешанной формой собственности;
  • o частном секторе;
  • o на совместных предприятиях;
  • o общественных организациях;
  • o личном подсобном и домашнем хозяйстве.

Структура занятости , а следовательно, структура использования экономически активного населения, рассматривается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты отмечают прямую и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь). Объяснением этих связей является:

  • 1) создание рациональной структуры производства, немыслимое без наличия рабочей силы, необходимого набора профессий, квалификации, умственного и физического труда, высоко- и малоквалифицированной рабочей силы. Тем самым, структура занятости отражает сдвиги в материально-технических условиях производства;
  • 2) совершенствование структуры общественного производства в целях повышения его эффективности, которое в конечном счете сводится к совершенствованию структуры занятости населения, так как она оказывается более мобильной.

Критерием эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее укрупненным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника. Данный показатель зависит от вида пропорций занятости и может отражать:

  • 1) макроструктуру занятых, в которой "сервисный сдвиг" (перелив рабочей силы из промышленности в сферу услуг) считается прогрессивным, если доля занятых в индустриальном секторе экономики сокращается в результате роста производительности труда либо увеличивается доля трудоемких отраслей в сфере услуг;
  • 2) сдвиги в занятости внутри секторов экономики, когда переход к более сложным видам труда выражается в росте удельного веса более производительных и высокорентабельных отраслей, использующих более квалифицированный, а значит и более дорогой труд. Особое место здесь занимают наукоемкие отрасли (наука и научное обслуживание, сфера услуг), где состав занятых весьма разнородный по происхождению, так как одни отрасли этой сферы развиваются в направлении механизации и автоматизации и у них растет спрос на высококвалифицированный труд; другие - ограничены в механизации и автоматизации и аккумулируют малоквалифицированную рабочую силу (например, социальные и личные услуги, комплексы бытового обслуживания в малых поселениях).

Агрегированным показателем эффективности межотраслевой структуры занятости можно считать народнохозяйственную производительность труда по всем отраслям как средневзвешенную отраслевых показателей производительности труда. О прогрессивном развитии профессиональной структуры занятости свидетельствует рост удельного веса управленческого персонала и инженерно-технических работников, деятельность которых насыщена творческой компонентой. Социально-профессиональный состав работников отрасли (структуру занятости) можно оценить с помощью коэффициента прогрессивной структуры, который рассчитывается как отношение численности более продвинутых социально-профессиональных групп (с творческой компонентой в труде) к численности работников в группах, менее развитых в этом смысле.

Таким образом, рациональность структуры занятости выражается не в росте какого-либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.

Системная трансформация занятости, происходящая во всем мире, протекает в виде сочетания двух процессов - реструктуризации и реаллокации занятости. Под реструктуризацией понимается: 1) системная трансформация занятости как целенаправленное изменение ее структуры, части, элемента в связи с трансформацией всей экономической системы (в широком смысле); 2) преобразование на новых рыночных основах деятельности традиционных фирм (государственных и приватизированных), которые сложились в рамках прежней экономической системы (в узком смысле).

Реаллокация означает формирование новых частных фирм и перераспределение в их пользу ресурсов из традиционных секторов, включая рабочую силу.

Взаимодействие процессов реструктуризации и реаллокации очерчивает основной вектор перемен на рынках труда переходных экономик. Безработица предстает как перевалочный пункт при перераспределении трудовых ресурсов из стагнирующих сегментов экономики в развивающиеся.

Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:

1. осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;

2. возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.

На основе ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);

· занимающиеся предпринимательской деятельностью;

· занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

· выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

· проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

· проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

· временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

· учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Виды занятости:

1. Полная занятость - это состояние наибольшей вовлеченности трудоспособного населения в общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

2. Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с двух позиций:

1) занятость должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов, антиинфляционными действиями и т.п.

2) продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. Частный случай последней - содержание излишних работников или создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

3. Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

4. Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения.

5. Скрытая занятость населения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей, предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительством т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

6. Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических особенностей.

7. Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

8. Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты в нефт. и газовой отраслях).

Безработные граждане

Безработные граждане - по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Формы занятости - организационно-правовые способы, условия трудоиспользования, группировка которых осуществляется по отдельным признакам (режиму рабочего времени, регулярности трудовой деятельности, легитимности трудоустройства, условиям организации трудового процесса).

По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.

Самостоятельная занятость - это отношения (экономические, правовые и т.д.) между людьми в процессе участия их в общественно-полезном труде, основанные на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направленные, как правило, на получение трудового дохода и обусловливающие самореализацию и самоутверждение личности.

Данная занятость во всем мире рассматривается в качестве социального феномена, способного привести к интеграции в области занятости интересов общества и человека, прежде всего обеспечение реализации права на труд, повышение социального статуса человека, изменение отношения к труду. Самозанятость предполагает включение в социальную структуру общества незанятых людей посредством предоставления им возможности трудиться в условиях самоорганизации. Она способствует переходу разрозненных индивидов в новое качественное состояние, некую целостность, с присущими ей характеристиками, принципиально новой ролью в социально-экономической системе и социальной структуре

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость.

Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в России в настоящее время составляет 40 часов в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством РФ сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Ей присущи оплачиваемый профессиональный труд, с помощью которого удовлетворяются личные и общественные потребности и приносящий, как правило, гражданам заработок, доход и достойное существование.

Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы:

  • - занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) - это результат кризисного сокращения рабочего времени. Такой режим позволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу.
  • - сжатая неполная рабочая неделя - представляет собой нормативную продолжительность рабочей недели, распределенную на меньшее число рабочих дней (четыре с половиной, четыре, три), что приводит к удлинению рабочего дня и, соответственно, увеличению числа рабочих мест по сравнению с режимом ежедневной работы в течение недели;
  • - деление рабочих мест - это режим кризисного сокращения рабочего времени, при котором одно рабочее место делится между двумя работниками с одновременным разделением между ними рабочих часов, заработной платы, социальных льгот. Это помогает обеспечивать гибкость политики занятости и удерживать квалифицированные рабочие кадры;
  • - альтернативный режим рабочего времени - это режим использования двух работников на условиях неполной занятости, представляет собой деление рабочих мест, при котором два человека работают на одном рабочем месте попеременно (например, через неделю).

Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах:

  • - как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей, учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.) работать неполный рабочий день;
  • - как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы;
  • - как инструмент внутрифирменного управления, позволяющий гибко реагировать на изменение внешней и внутренней среды.

В рекомендациях МОТ по статистике труда отмечается, что "неполная занятость имеет место, когда работа индивида неудовлетворительна с точки зрения определенных нормативов или другой возможной работы с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы)" .

По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную.

Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже - каждый месяц.

Временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового контракта) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм).

Сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона.

Случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную.

Формальная занятость - это занятость, зарегистрированная в официальной экономике.

Неформальная занятость - занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды. В связи с этим МОТ приняла специальную конвенцию №169, в которой указывается, что необходимо содействовать установлению дополнительных связей между формальными и неформальными секторами и создавать условия для постоянного включения неформального сектора в национальную экономику.

Формой неформальной занятости является система домашнего производства. Её суть состоит в том, что домашние хозяйства покупают товары и услуги, добавляют труд и уже в домашнем производстве доводят купленный продукт до готовности к конечному потреблению. Такая деятельность носит название "самообеспечение" (self-provisioning). Этот труд отличается от труда наемных работников, поскольку ему не предшествует выход на рынок труда, и в то же время он не является предпринимательством, поскольку произведенные товары и услуги не требуют реализации на соответствующих рынках.

Система коммунального производства представлена добровольными организациями, неофициальными товариществами по совместному владению транспортом, по поддержанию жилья, по уходу за детьми и больными и т.п. В этот сектор экспортируется часть работ из официального производства, так как людям становится выгоднее получать часть услуг на неформальной основе. Как следствие, сокращается спрос на продукцию формального сектора услуг и возрастает безработица.

Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни сельского населения. ЛПХ - это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в небольших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд.

К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуществляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за её счет.

В последние годы появились новые виды неформальной занятости: незарегистрированная занятость по объявлениям в газетах (охватывающая всевозможные виды услуг) и занятость, связанная с торговлей - уличной, торговлей на вещевых рынках ("экономический туризм", "челноки"), торговлей газетами и журналами на транспорте и т.д.

Характерной особенностью современного российского общества является наличие достаточно широких масштабов неформальной занятости, которая находится вне "информационной доступности". Она является следствием естественного процесса самоорганизации экономической системы изменений в поведении человека в условиях реформирования общества помноженных на особенности российского менталитета, который всегда выражался в стремлении к самостоятельности и обособленности интересов, осторожности к государственной политике.

Неформальная занятость вторична по отношению к теневой экономике. То есть теневые процессы выходят за рамки экономики и проникают в сферу занятости. Поэтому модели поведения, которые сложились в теневой экономике, начинают осуществляться и за ее пределами. Вследствие всего этого "теневое пространство" в стране начинает расширяться и захватывать новые социальные субъекты, новые социальные институты и организации.

Последствиями подобных процессов, по мнению Рывкиной Р.В., являются, во-первых, усиление "закрытости" общества - люди не только знают то общество, в котором живут, но и не особенно стремятся узнать его; во-вторых, усиливается отчуждение людей от государства и от всего того, что называют "общественным интересом" - чем больше люди чувствуют, что в стране все происходит помимо них и от них не зависит, тем сильнее они проявляют нежелание участвовать в каких-либо акциях "верхов" и, наконец, в-третьих, ослабление действенности права, закона - с ростом масштаба "тени" (например, занятости) растет сфера криминального поведения .

Можно утверждать, что сегодня неформальная занятость в России является ни чем иным, как массовой самозанятостью, но исключенной из сферы цивилизованных социально-трудовых отношений и не использующей соответствующих норм. Ее существование означает, что, с одной стороны, создается примитивный неформальный сектор экономики, а с другой - происходит деформализация официальной экономики, ее передел в теневую сферу. Постепенная легализация неформального сектора - главный путь в общественное производство. По мнению специалистов МОТ (Международной организации труда), важнейшим условием этого процесса должно стать устранение препятствий на пути легализации, в частности, обеспечение весомых выгод от выхода предпринимательства из "тени".

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.

Стандартная (типичная) занятость - это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года.

Отсутствие какой-либо из перечисленных черт стандартной занятости говорит о нестандартных или гибких формах занятости (это понятие связано с понятиями "гибкий рынок труда", чаще с внутренними рынками труда, а также вторичным рынком). Нестандартная (нетипичная, гибкая) занятость включает следующие формы:

  • - занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
  • - занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
  • - занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, "работники по вызовам", вахтово-экспедиционная занятость;
  • - занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Всем нетипичным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Но именно они теснят стандартную занятость. На первый взгляд, особенно в кризисных ситуациях или для определенных групп населения (женщин, имеющих детей, учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, для вторичной занятости), нетипичная занятость обладает преимуществами индивидуализации режима работы, объема трудовой нагрузки и даже структуры жизнедеятельности. Но с другой стороны и это самое главное, абсолютно снижаются гарантии занятости со стороны работодателей и государства, наконец, общества. Если в 50-60-е годы ХХ века переход на нестандартные условия занятости носил, как правило, добровольный характер, то сегодня -- это вынужденная по характеру форма занятости. И это общая и достаточно устойчивая тенденция для стран с различным уровнем развития рыночной экономики.