Бюджет как центральное звено финансовой системы. Государственный бюджет как центральное звено финансовой системы государства, его доходы и расходы Бюджет как центральное звено финансовой системы

Федеральный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны, и содержания органов государственной власти и Управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Федеральный бюджет РФ служит основным финансовым планом государства утверждаемым Федеральным Собранием (принимается государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Принципами организации бюджетного процесса являются:

· единство, выражающееся в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;

· самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти. Обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования;

· балансовый метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Это должно обеспечить устойчивость бюджета и необходимые пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими регионами. Важное условие данного метода - соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов. Этот принцип - главная цель всей финансовой политики.


Доходная часть бюджета формируется в основном за счет налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Итак, если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.

Первый сущностный признак налога - императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). При невыполнении обязательства применяются соответствующие санкции. В этой связи вспомним об известном высказывании знаменитого американского просветителя и государственного деятеля Б. Франклина: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключением смерти и налогов».

Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.

Третий признак налогов - безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Этот признак в определенном смысле отделяет налоги и сборы от пошлин. Плательщик последних получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (например, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных жалоб); нотариальными органами; отделами виз и регистраций; органами загс и другими органами.

Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода - выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе.

Налоги как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т. е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий. Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налоговая система включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика и государства.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству (косвенная форма обложения). В данном случае связь между плательщиком (потребителем) и государством опосредована через объект обложения.

Для понимания сущности каждого отдельного налога необходимо выделить его элементы.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Субъект налога или налогоплательщик - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары). Часто название налога вытекает из объекта. Например, земельный налог, НДФЛ.

Источник налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого оплачивается налог. По некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают.

Единица обложения - единица измерения объекта (по НДФЛ - денежная единица страны; по земельному налогу - гектар, акр).

Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения.

Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.

Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных и подразделяются на пропорциональные и прогрессивные.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов.

Фискальная функция. Свое название она получила в Древнем Риме, где на рынках специальные, сборщики ходили с большими корзинами, которые назывались «fiscus», куда откладывали часть товаров, продававшихся торговцами. Это был своего рода сбор за право торговли. Собранные товары переходили в собственность монарха (государства). Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов.

Контрольная функция. Эта функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Налогового кодекса РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными службами, органами государственных внебюджетных фондов, налоговой полицией. Задача последнего - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция приобретает особо важное значение в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый
кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция. Представляет собой, по сути, синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным. К числу ряда конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных второй частью Налогового кодекса РФ, относится единый социальный налог (взнос); кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходы, не подлежащие налогообложению; стандартные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты. В то же время в ст. 224 указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного, изъятия.

5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые доходы.

Представим расчет структуры доходов федерального бюджета РФ в динамике в таблице 1.

1. Бюджет государства, его содержание и роль в макроэкономическом регулировании.

2. Функции государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета.

3. Структура бюджетной системы.

4. Принципы функционирования государственных финансов (государственного бюджета).

1. Во всех странах в результате производственной либо торгово-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Главную роль в перераспределении и дальнейшем использовании национально­го дохода играет государственный бюджет. В результате перерас­пределения национального дохода страны его часть в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов государства.

Государственный бюджет представляет собой форму образова­ния и расходования фондов денежных средств, которые предназ­начены для финансового обеспечения задач и функций государ­ства.

Бюджету принадлежит особое значение в системе государствен­ных финансов. Он представляет собой ту часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, хозяйствую­щими субъектами и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда денежных средств.

С помощью бюджета государственные и региональные органы власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления соци­альных мероприятий и программ.

2. В качестве экономической категории бюджет является состав­ной частью системы финансовых отношений; следовательно, ему присущи и основные функции финансов.

Распределительная функция бюджета отражает деятельность го­сударства по образованию и использованию централизованных фондов денежных средств по различным уровням федеральной и региональной власти и органов управления. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправлен­но ускорять или замедлять темпы общественного производства, рост капиталов, инвестиций и частных сбережений населения.

Перераспределение н ационального дохода через государствен­ный бюджет состоит из двух взаимосвязанных этапов: образова­ния доходов бюджета и использования бюджетных средств (рас­ходы бюджета).

В процессе формирования доходов бюджета и их расходования решаются также задачи государственного регулирования экономи­ческого и социального развития.

Доходы государственного бюджета - это денежные средства, которые поступают в распоряжение органов власти и местного самоуправления в безвозмездном и безвозвратном порядке.

Виды доходов: от хозяйственной деятельности; от ВЭД; оказания брокерских и др посреднических услуг; от приватизации; от банковской и страховой деятельности; пошлинные доходы; акцизы; ресурсные платежи; от граждан и др.

Расходы государственного бюджета -это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы: на финансирование нар.хозяйства; на социально-культурные мероприятия (образование, медицина); на финансирование государственных и муниципальных программ; на оборону; на содержание правоохранительных органов; муниципальных органов; на ВЭД, пособия и компенсации гражданам и др виды расходов.

Важную роль для экономического и культурного строительства занимает бюджетное регулирование. На основе бюджетного регу­лирования происходит межтерриториальное распределение денеж­ных средств, наделение необходимыми источниками доходов ре­гиональных и местных бюджетов, которые являются финансовой основой региональных органов власти, в результате чего проис­ходит укрепление их связей со всей экономикой страны

Бюджеты несут в себе также контрольную функцию, которая заключается в возможности и обязанности контроля за поступле­нием и использованием средств государственного бюджета.

3. Совокупность всех звеньев государственных финансов опре­деляет бюджетное устройство в стране. Бюджетное устройство предполагает организацию государственных финансов, взаимо­отношения между их отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, состав и структуру бюджетов, за­конодательные основы формирования и использования бюджет­ных средств. Составной частью бюджетного устройства государства являет­ся бюджетная система.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюдже­тов государства всех уровней. Бюджетная система выступает главным звеном финансовой системы государства.

При этом построение бюджетной системы напрямую зависит от формы государственного и административного устройства стра­ны.

Бюджетная система России построена таким же образом, как и государство, по принципу федерализма.

Федеративное государство - форма организации государствен­ного устройства, при которой административно-территориальные образования, входящие в это государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической само­стоятельностью в пределахраспределенных между ними и цент­ром полномочий. Бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев и складывается из федерального бюджета, бюджетов членов федераций и местных бюджетов.

Построение бюджетной системы Российской Федерации ос­новано на Конституции Российской Федерации и конституциях республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации включает следующие уровни:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов;

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюд­жетных фондов;

Местные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации включает федераль­ный бюджет, бюджет 20 республик, входящих в состав Россий­ской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, восемь окружных бюджетов, соответствую­щих автономных округов и около 30000 местных бюджетов (рай­онные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Бюджеты, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не являются состав­ной частью федерального бюджета, а местные бюджеты не вклю­чаются в региональные бюджеты.

Составной частью государственных финансов являются государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территори­альный фонды обязательного медицинского страхования). Денеж­ные средства данных фондов по своему экономическому содержа­нию и направленности их использования практически не отлича­ются от бюджетных средств.

4. Функционирование государственных финансов в Российской Федерации основано на следующих основополагающих принци­пах, определенных Бюджетным кодексом РФ

1. Принцип единства бюджетной системы означает единство базы, денежной системы, всех форм бюджетной документации, принципов бюджетного про­цесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов для всех уровней бюджетной системы, учета средств федерального, региональных и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы означает закрепление (полностью или частично) соответствую­щих источников доходов и полномочий по осуществлению расхо­дов за органами власти Российской Федерации, органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Одним из важнейших является принцип самостоятельности всех бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обяза­тельные поступления подлежат соответствующему отражению в обязательном порядке и полном объеме.

5.Принцип сбалансированности бюджета (предполагает, что каждый бюджет должен быть сба­лансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов дол­жен соответствовать суммарной величине доходов бюджета и по­ступлений из источников финансирования его дефицита.

6.Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов все органы власти и получа­тели бюджетных средств должны исходить из необходимости дос­тижения заданных результатов согласно определенному бюдже­том запланированному объему средств.

7.Принцип общего покрытия расходов подразумевает, что все расходы бюджета должны покры­ваться обшей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности предпо­лагает обязательное опубликование в средствах массовой инфор­мации всей информации.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реаль­ную обоснованность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предусматривает, что бюджет­ные средства выделяются в распоряжение конкретных получате­лей бюджетных средств с обязательным обозначением направле­ния их на расходование и финансирование конкретных целей.

Бюджетный процесс РФ.

Проект фе­дерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей социально-экономи­ческого развития на ближайшую перспективу.

Составной частью бюджетной политики является бюджетный процесс , который представляет собой регламентированную норма­ми права деятельность государственных органов власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению бюджетов, а также обеспечению контроля за их исполнением.

Бюджетный процесс согласно действующему законодательству включает следующие этапы: составление; рассмотрение и утверждение; исполнение.

Составление бюджета. Составление федерального бюджета начи­нается с Бюджетного послания Президента РФ Федеральному со­бранию РФ, в котором прописываются принципиальные положе­ния финансово-бюджетной политики, особенности структуры бюд­жета на очередной год, прогноз свободного финансового баланса. Организуетсоставление бюджета Правительство РФ, начиная не позднеечем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

На 1 этапе формирования федерального бюджета (сокращ. фб) осуществляется выбор Правительством РФ варианта прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, в котором должны содержаться макроэкономические показатели развития экономики и социальной сферы.

На основе выбранного Правительством РФ варианта прогноза функционирования экономики Минфин организует и разрабатывает проектировки основных показателей ФБ на очередной финансовый год и плановый период.

После принятия Правительством РФ основных характеристик ФБ на очередной финансовый год, распределения его расходов в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов Минфин в 2-недельный срок направляет бюджетные проектировки фед органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств фб.

2 этап формирования фб включает распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования в соответствии с бюджетной классификацией расходов по получателям бюджетных средств.

Одновременно Минэкономразвития РФ формирует перечень федеральных программ, подлежащих финансированию, согласовывает их объемы на очередной финансовый год. Вся работа 2 этапа должна быть завершена не позднее 15 дней до дня внесения проекта бюджета в ГД. До 26 августа Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год, проект фб на очередной финансовый год. Составленный и согласованный проект фб РФ Правительство РФ не позднее 26 августа текущего года вносит на рассмотрение в ГД.

Рассмотрение федерального бюджета. Это следующая стадия бюджетного процесса. В настоящее время депутаты Госдумы РФ и Совета Федерации принимают самое деятельное участие в рассмотрении бюджетных показателей, их анализе. На данном этапе может трансформиро­ваться структура бюджета, усиливаться или изменяться акценты на приоритетных направлениях развития экономики и социаль­ной сферы, укрепления обороноспособности, правоохранитель­ной и судебной системы и др.

Госдума РФ рассматривает проект Федерального закона «О федеральном бюджете» на текущий год в трех чтени­ях в течение трех-четырех месяцев со дня внесения его Правитель­ством РФ.

При рассмотрении фб в 1 чтении ГД обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетаи налоговой политики, основные характеристики фб на предстоящий период. По результатам рассмотрения принимается проект фб в 1 чтении и утверждаются основные характеристики фб.

При рассмотрении проекта фб во 2 чтении ГД утверждает перечень главных административных доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в пределах общих объемов расходов, утвержденных в 1 чтении.

При рассмотрении в 3 чтении утверждаются ведомственная структура расходов фб на очередной финансовый год. Для рассмотрения в 3 чтении законопроект выносится на голосование в целом.

На основании заключений комитетов Госдумы РФ соответствующий профильный комитет готовит обобщен­ное заключение по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на текущий год и концепции проекта ФЗ «О федеральном бюджете» на текущий год и предлагает их вновь для рассмотрения в Госдуме РФ.

Принятый Госдумой РФ ФЗ «О федеральном бюджете» на текущий год в течение 5 дней со дня его принятия передается Совету Федерации, где рассматривается в ус­тановленном порядке.

Закон о бюджете считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения СФ этого закона обе палаты парламента могут создать согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Думой в 1 чтении.

В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Думы.

Утверждение бюджета. Принятый ФЗ о бюджете в течение 5 дней направляется Президенту РФ на его подписание и обнародование. На подписание Президенту отводится 14 дней, если Президент его не подписал или отклонил, то ГД и СФ вновь рассматривают его в установленном Конституцией порядке.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности. отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

«непосредственная подвластность государству, Государство является организатором всех финансовых отношений, но в бюджете с большой силой проявляется его роль как главного распорядителя материальных и финансовых ресурсов страны. Ни один финансовый план страны не утверждается как Закон Жогорку Кенешем, кроме государственного бюджета:

Не менее важной особенностью является его единство и высокая степень централизации. Несмотря на многочисленность бюджетов различных административно-территориальных единиц, все они сводятся в едином консолидированном бюджете с соблюдением последовательной относительной подчиненности нижестоящих звеньев вышестоящим подразделениям.

В государственном бюджете, как ни в каком другом подразделении финансовой системы существует терминологическое совмещение двух понятий, бюджета как экономической категории и бюджета как основного финансового плана.

Как основной финансовый инструмент распределения общественного продукта госбюджет имеет и другие особенности. Если распределительная функция финансов материального производства и непроизводственной сферы осуществляется в условиях частой смены форм стоимости, многочисленных актов купли-продажи, распределение общественного продукта через бюджет всегда происходит несколько изолированно от обмена.

Движение стоимости через бюджет полностью отрывается от движения материального продукта и носит чисто стоимостной характер. Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание.

Особенностью государственного бюджета является также органическая связь со всеми подразделениями финансовой системы и другими экономическими категориями (ценой, заработной платой, кредитом и т.д.);

Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими пере обществом на каждом историческом этапе его развития;

Область бюджетного распределения занимает - центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются Особенности государственного бюджета как экономической категории -; накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенней спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно: других звеньев не осуществляет такого многовидового (межотраслевое межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, районный, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределен; является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, иногда и национального богатства.

Распределение общественного продукта через бюджет имеет взаимосвязанные, но до некоторой степени обособленные стадии:

1) формирование общегосударственного денежного фонда;2) создание многочисленных бюджетных фондов территориального и целевого назначения;3) использование бюджетного фонда (расходы бюджета).

На первой стадии происходит концентрация денежных средств в руках государства путем изъятия их у хозяйствующих субъектов и граждан. На этой основе возникают финансовые отношения государства как получателя средств с плательщиками. В большинстве своем эти отношения носит обязательный характер, но часть средств поступает в бюджет на основе добровольности. Характерной особенностью распределительного процесса на этой стадии является то, что поступившие средства в бюджет обезличены и не получают еще строго определенного разграничения. При формировании бюджетного фонда употребляются два понятия: платежи в бюджет и доходы государственного бюджета. Это тождественные понятия, так как выражают одни и те же распределительные отношения между" государством и плательщиками. Платежи в бюджет - это прежде всего расходы плательщиков, являющиеся вычетом из Доходов, тогда как в госбюджете эти платежи выступают в качестве доходов государства. Отсюда и возникают некоторые различия в интересах сторон. Государство заинтересовано в увеличении доходов бюджета, но изъятие средств у плательщиков в той или иной степени задевает интересы трудовых коллективов.

Дохода госбюджета отличаются единством и служат единой цели - удовлетворению общественных потребностей. Несмотря на большие различия по методам изъятия, составу плательщиков, срокам уплаты и т.д., все они - носители распределительных отношений между государством и плательщиками. Следовательно, и являются бюджетной категорией. Отличительной чертой категории - доходов госбюджета является то, что они всегда выступают как результат распределения и объект дальнейшего распределении.

На второй стадии, как уже было указано, происходит формирование многочисленных фондов территориального и целевого назначения, т.е. осуществляется наиболее сложный распределительный процесс дробления общегосударственного денежного фонда. На этой стадии перекрещиваются интересы всех предприятий, организаций и членов общества. Поскольку каждая административно-территориальная единица располагает своим бюджетом, то имеет большое значение правильное определение общих объемов этих бюджетов, т.е. фондов территориального назначения. Так как часто расходы того или иного бюджета в отдельности не совпадают с объемом получаемых на местах доходов, то возникает необходимость дополнительного обеспечения средствами из вышестоящего бюджета. Таким образом происходит сложный распределительный процесс, в орбите которого находятся все административно-территориальные подразделения, причем одни из них передают свои средства, а другие получают их через бюджетный механизм. Одновременно в бюджете и во всех его подразделениях формируются фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения потребностей общества в денежных средствах.

На третьей стадии бюджетные фонды расходуются по территориальному и целевому назначению, т.е. происходит безвозвратная передача бюджетных средств в большинстве случаев в рамках одной формы собственности, а фактическое расходование осуществляется только, предприятиями и учреждениями, получившими бюджетные средства к последней стадии бюджетного распределительного процесса.

Расходы госбюджета так же, как и его доходы имеют двойственный характер. С одной стороны, это расходы государства, а с другой безвозвратные поступления средств в распоряжение предприятии и учреждений. Именно эта двойственность свидетельствует о том, что расходы госбюджета являются не окончательной, а только промежуточной стадией распределительного процесса, который будет продолжен в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Расходы бюджета в качестве бюджетной категории проявляется по-разному и продиктованы теми или иными экономическими соображениями. Они могут быть в форме:

Сметного финансирования;

Передачи средств в распоряжение государственных предприятий, где объектами финансирования являются только капитальные вложения и другие расходы

Дотации, субсидии, субвенции, категориальные и выравнивающие гранты регионам

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства.

Бюджетные ресурсы направляются также з непроизводственную сферу (образование, здравоохранение культуру и т.д.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они подавляют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

Республиканские и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Перераспределение финансовых ресурсов все в большей степени осуществляется через финансовый рынок, исходя из спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций к льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

В настоящее время бюджетная система Кыргызской Республики состоит из двух элементов: республиканского бюджета и местных бюджетов

Бюджетная система Кыргызской Республики в соответствии с госбюджетным законодательством базируется на двух основных принципов: единства бюджетной системы и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства по своему содержанию отличается от ранее действующего принципа: он обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, которая была введена по образцу бюджетной классификации США, единством форм документации с представлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета страны. В соответствии с бюджетным законодательством госбюджет Кыргызстана является основным финансовым планом государства, утверждаемым Жогорку Кенешем, и имеет статус республиканского закона, местные бюджеты утверждаются местными властями.

Через госбюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всего Кыргызстана.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающей из основных функций государства.

Для инвестиционной деятельности 1996-1998 гг. было характерно повышение роли собственных источников накопления предприятий для финансирования их инвестиционных проектов при сокращении централизованных капитальных вложений. При государственной поддержке центр тяжести переместился с безвозвратного финансирования на бюджетное кредитование на возвратной и платной основе.Государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения производилось на конкурсной основе. бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

Экономические отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств (иначе, финансовых ресурсов) в процессе перераспределения национального дохода называются финансовыми отношениями илифинансами . Их место и роль в системе экономических отношений определяется тем, что они являются, во-первых, мощным инструментом влияния государства на хозяйственные процессы, и, во-вторых, средством согласования экономических интересов на различных уровнях – национальном, отраслевом, региональном, предприятий и отдельных граждан.

Финансовые отношения – это не все денежные отношения, а только те, которые обслуживают процесс воспроизводства. Финансы возникают при формировании прибыли, уплате налогов организациями и населением, уплате штрафов, при получении кредитов, внесении денег в банковские вклады, начислении пенсий, пособий и др. Денежные отношения, которые обслуживают розничную торговлю, транспортные, зрелищные, бытовые и другие услуги в финансовые отношения не входят.

Совокупность форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств характеризует финансовую систему , в которой общепризнано выделяют два звена: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы – это система денежных фондов, находящихся в руках государства и предназначенная для финансового обеспечения присущих ему функций (управление национальной экономикой, поддержание национальной безопасности и т.д.). Государственные финансы включают бюджетную систему , то есть совокупность всех бюджетов административно-территориальных единиц государства, и внебюджетные фонды денежных средств , то есть денежные средства государства, имеющие целевое назначение (например, государственный фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, государственный пенсионный фонд).

Децентрализованные финансы – это финансы предприятий, населения и общественных организаций. Задачей финансов предприятий является формирование денежных фондов и их использование для производственной и иной деятельности. Задачей финансов населения является формирование доходов и использование их на текущие расходы, приобретение имущества и создание финансового портфеля.

В рыночной экономике государственные финансы формируются на основе принципа фискального федерализма , который предполагает, во-первых, обособленность и самостоятельность функционирования звеньев бюджетной системы на основе четкого разграничения между ними бюджетных прав, то есть доходов, и бюджетных функций, то есть расходов. Во-вторых, осуществление связей между местными, региональными и федеральным бюджетами в форме субсидий, субвенций и дотаций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет . Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на:

Политические расходы: обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;

Экономические расходы: содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;

Социальные расходы: социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения различные виды расходов выступают как государственные закупки товаров и услуг, трансферты и выплаты процентов по государственным облигациям. Стоимость закупок включается в ВВП. Стоимость трансфертов и расходов на выплату процентов по государственным облигациям, т.е. на обслуживание государственного долга, не входят в ВВП, так как являются результатом перераспределения национального дохода, а не его создания.

Доходы государственного бюджета характеризуют источники покрытия расходов. Доходы бюджета складываются из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся налоги с предприятий и населения, включая взносы на социальное страхование. Неналоговые доходы включают прибыль государственных предприятий, сеньораж (доход от эмиссии денег), средства от продажи государственных ценных бумаг, доходы от приватизации и др.

Детальная структура расходов консолидированного бюджета России отражена в таблице 14.1.

Таблица 14.1. Расходы консолидированного бюджета России

Расходы - всего
Из них:
- на государственное управление и местное самоуправление
- на международную деятельность
- на национальную оборону
- на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
- на промышленность, энергетику и строительство
- на сельское хозяйство и рыболовство
- на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику
- на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию
- на социально-культурные мероприятия
- на обслуживание государственного и муниципального долга
- расходы целевых бюджетных фондов
- прочие расходы

Структура доходов консолидированного бюджета РФ отражена в таблице 14.2.

Таблица 14.2. Доходы консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Бюджемт (от старонормандского bougette -- кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) -- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет -- это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

Государственный бюджет -- важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Бюджетная система может состоять из нескольких уровней: 2-х уровневая, 3-х уровневая, 4-х уровневая.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона, финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Вообще бюджетная система - это основа экономических отношений и юридических норм, совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом устройстве общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов характеризует бюджетном устройстве страны.

В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства:

В унитарных (единых) государствах есть центральный и местные бюджеты; в федеративных существует также средние уровни - бюджеты членов федерации.

Структура бюджетной системы государства:

Унитарного (Япония, Швейцария, Франция):

Госбюджет

Местный бюджеты

Федерального (США, Канада, Россия)

Госбюджет

Федеральные бюджеты

Местные бюджеты

Например, в Российской Федерации - субъектов Федерации, в США - штатов, в ФРГ - земель, в Швейцарии - кантонов, в Казахстане - областной и т. д.

Для государства бюджет является средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства. Экономическая природа и сущность бюджетной системы проявляется не в ее структуре, то есть не в том, сколько в ней уровней, а в том, какие финансовые возможности законодательно закрепленные за каждым уровнем, какую степень финансовой независимости имеют эти уровни при осуществлении отведенных на них конституцией государства и законодательством функций. В тоталитарных государствах существует чрезмерная централизация в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. Местные органы власти распоряжаются финансовыми ресурсами, которые, в основном, выделяет центральная власть, их финансовые возможности ограничены, соответственно и функции - вспомогательные. Уровень финансовой независимости местных органов власти - это самый характерный показатель уровня развития демократических принципов в государстве. Без финансово независимых местных органов самоуправления развитие демократии невозможно.

Сейчас бюджетная система государства - это объединение всех уровней государственного бюджета на принципах единства. Правовую основу бюджетной системы составляют Конституция и принятые на ее основе законы и другие законодательные акты. Экономическую основу бюджетной системы государства составляет экономический и научно-технический потенциал. Составляющими бюджетной системы является ее структура, принципы построения и организация функционирования. Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством. Он основывается на административно-державном устройстве.

Бюджетное устройство - это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными уровнями бюджетной системы. Он определяется государственным устройством и административным делением государства. Бюджетный строй основывается на принципах единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Принцип единства бюджета означает существование единого расчета доходов и расходов каждого звена бюджетной системы. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой, единой социально экономической политикой, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации от одного уровня бюджета другому.

Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех доходов и расходов.

Принцип достоверности - это формирование бюджета на основе реальных показателей, научно обоснованных нормативов и отражения в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и расходов, которые являются результатом конечных кассовых операций банка.

Принцип гласности обеспечивает освещение средствами массовой информации показателей бюджетов и отчетов об их выполнении. Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с общеэкономическими показателями путем использования средств максимальной информативности результатов сравнительного анализа, определения темпов и пропорций экономического развития.

Экономическое содержание бюджета и его звеньев раскрывается в распределительных процессах, которые по своей сути очень разнообразны и охватывают все уровни государственного управления. Движение валового внутреннего продукта на всех стадиях - и создание к потреблению осуществляется с помощью денежных фондов. Поэтому в зависимости от того, как происходит процесс мобилизации и использования бюджетных средств, как это влияет на формирование фондов потребления и накопления определяется роль бюджета в управлении экономикой.

В связи с этим важное значение имеет постоянное совершенствование системы мобилизации доходов бюджета, лучшее использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Система платежей в бюджет должна основываться на следующих принципах: каждое звено бюджетной системы должно иметь закрепленный в законодательном порядке перечень платежей, полностью поступающих, в этот бюджет и являются достаточными для покрытия предусмотренных расходов. Если в отдельные периоды доходы не покрывают расходов, то бюджету предоставляются субсидии из общегосударственного бюджета.

Другим важным направлением влияния бюджета на экономические и социальные процессы в государстве - расходы. Они участвуют в формировании конечной величины фондов потребления и накопления. Значительные суммы бюджетных ресурсов предназначены для формирования фонда потребления.

Важной проблемой усиления роли бюджета в распределительных процессах является достижение оптимальных соотношений между различными звеньями бюджетной системы. Из общегосударственных бюджетов финансируется сейчас значительная доля всех расходов. Существует тенденция к увеличению доли местных бюджетов в финансировании бюджетных расходов, а это может положительно повлиять на развитие системы местного самоуправления и в конечном итоге на использование бюджетных средств в целом.

Итак, финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство - разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет - основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни. Процесс реформирования финансовой системы заключается в том, что у нее отодвинуты на второй план выполнения ее функций по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих средства в акции предприятий .